Эксперты спорят, стоит ли запрещать пронос спиртного из duty free в самолет
12 ноября 2012 года

Предложение авиакомпаний о законодательном запрете проносить на борт самолета спиртные напитки, в том числе и купленные в duty free, с одной стороны обоснованно, поскольку пьяные дебоширы создают угрозу безопасности для других пассажиров, а с другой стороны создаст массу неудобств при передаче купленного товара.

Ранее некоторые СМИ сообщали, что российские авиаперевозчики предложили запретить проносить на борт спиртные напитки даже в том случае, если они куплены в duty free. По данным изданий, Минтранс уже разработал поправки в Воздушный Кодекс, которые разрешат перевозчикам сначала забирать у пассажиров алкоголь, приобретенный в магазинах розничной торговли в контролируемой зоне аэропорта, а потом выдавать его, но только по окончании полета.

Это же требование будет касаться и спиртного, которое продано непосредственно на борту. Однако не планируется вводить запрет на то, чтобы авиакомпании угощали пассажира стаканом пива или бокалом вина во время полета. Но бутылки придется перед взлетом сдать сотрудникам авиакомпании. Несмотря на то, что сбор и выдача спиртного создаст дополнительные проблемы, перевозчики готовы этим заниматься в целях безопасности на борту, пишут СМИ.

АВИАКОМПАНИИ - НЕ ПРОТИВ

Как сообщили агентству "Прайм" в пресс-службе Минтранса, соответствующий законопроект сейчас находится на стадии общественных обсуждений. С учетом доработок законопроект уйдет в правительство, добавили в ведомстве.

В пресс-службе "Трансаэро" агентству "Прайм" сообщили, что неоднократно выступали с предложением законодательно запретить распитие алкогольных напитков на борту. "Такая практика существует во многих зарубежных странах, и нашей авиакомпанией выдвигалось (такое предложение). Другой вопрос, как это будет реализовано", - сказали в пресс-службе.

При этом в авиакомпании отметили, что по их правилам, пить алкогольные напитки во время полета, в том числе и из duty free в настоящее время не разрешается. "Трансаэро" выступает за то, чтобы узаконить подобный запрет.

В авиакомпании S7 не стали комментировать это предложение, ссылаясь на то, что "вопрос пока находится в стадии обсуждения".

В авиакомпании "Ютэйр" также не стали комментировать подобные заявления, объяснив тем, что ранее авиакомпании вносили свой список поправок в воздушный кодекс, в частности, некоторые авиакомпании предложили запретить распитие спиртных напитков на борту. "Ютэйр" в число этих авиакомпаний не входила, поэтому "комментировать поправки своих коллег, как минимум, неэтично".

КОММЕРЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС

По мнению председателя Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) "Общественный контроль" Михаила Аншакова, авиакомпании при реализации такой инициативы останутся в выгоде.

"Это не забота о пассажирах и их безопасности, перевозчики защищают свои экономические интересы. Наши авиакомпании продают в самолетах спиртное, а в duty free алкоголь дешевый. Крупнейшим авиакомпаниям выгодно, чтобы пассажиры пили их спиртное, потому что оно дороже в несколько раз", - сказал он .

При этом председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КОНФОП) Дмитрий Янин считает, что инициатива по ограничению распития алкоголя на борту правильная, но вряд ли она будет реализована.

"Эффект был бы положительным, потому что поведение пьяного - неконтролируемое, и от этого, в первую очередь, страдают другие пассажиры, а иногда это угроза безопасности. Но думаю, что это неосуществимо. Лобби duty free, как показывает наша практика, очень сильное. Компании будут против, потому что их продажи упадут примерно на 30%", - сказал он.

ОЧЕРЕДИ И НЕУДОБСТВА

Аншаков также отметил, что если это постановление будет введено путем изменения правил воздушных перевозок, получится, что пассажиру могут отказать в перелете, если он не сдал алкоголь, купленный в duty free. "С другой стороны, частная собственность, по нашей Конституции, неприкосновенна. А здесь фактически требование передачи имущества", - отметил он.

Глава ОЗПП подчеркнул, что пока не ясно, как будет обеспечиваться сохранность этого багажа, как он будет страховаться на случай, если бутылку разобьют или потеряют.

"Само оформление сдачи алкоголя создаст дополнительные очереди, так как его нужно описать, упаковать и так далее. То есть масса неудобств будет создана для пассажиров", - добавил он.

По мнению Аншакова, авиакомпаниям никто не мешает применять другие санкции к пьяным пассажирам, например, взыскивать понесенные убытки.

"Например, если задержался рейс, и перевозчик понес убытки из-за этого пьяного дебошира, компания может составить смету, представить данные в суд и в судебном порядке взыскать", - пояснил он.