Капитализация российского рынка ценных бумаг к 2020 г составит 145% ВВП - Минфин
25 сентября 2012 года

Капитализация российского рынка ценных бумаг к 2020 году достигнет 145% ВВП страны, следует из проекта распоряжения правительства РФ об утверждении государственной программы "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра", опубликованного на сайте Минфина.

Согласно проекту госпрограммы, в настоящее время капитализация рынка ценных бумаг составляет 75% ВВП, в 2013 году она увеличится до 83%, в 2014 году - до 93%.

Начиная с 2015 года, капитализация российского рынка ценных бумаг превысит отметку в 100% ВВП, в 2015 году она составит 101%, в 2016 году - 110%, в 2017 году - 120%, в 2018 году - 127%, в 2019 году - 137%.

Ранее, в Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, принятой правительством в 2008 году, прогноз соотношения капитализации российских компаний к ВВП на 2020 год составлял 104% ВВП против 97,8% на 1 января 2008 года. При этом капитализация публичных компаний в соответствии со стратегией к 2020 году должна была достигнуть 170 триллионов рублей против 32,3 триллионов рублей на 1 января 2008 года.

В проекте госпрограммы соотношение капитализации публичных компаний к ВВП в 2020 году осталось прежним - 104%. При этом в 2013 году этот показатель составит 64%, в 2014 году - 76%, в 2015 году - 88%, в 2016 году - 95%, в 2017 году - 98%, в 2018 году - 100%, в 2019 году - 102%.

ОБОРОТЫ БУДУТ РАСТИ

Проект госпрограммы развития финансового рынка предполагает рост годового объема биржевых торгов на российском рынке до 240 триллионов рублей к 2020 году с 63 триллионов рублей в 2012 году.

При этом годовой объем публичных размещений акций на внутреннем рынке к 2020 году должен составить 1,8 триллиона рублей. В 2013 году объем публичных размещений акций на российском рынке должен составить 0,4 триллиона рублей.

Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских биржевых площадок также будут расти, полагают авторы госпрограммы: в 2013 году она составит 1,7%, а в 2020 году вырастет до 6,2%.

Также будет расти оборот торгов корпоративными облигациями на российском фондовом рынке, считают авторы проекта. К 2020 году оборот данным видом ценных бумаг достигнет 15,49 триллиона рублей, что почти в четыре раза больше оборота в 2012 году (3,98 триллиона рублей).

ЦЕЛЬ ПО МФЦ - ТОП-10

Госпрограмма "Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра" предполагает к 2020 году вхождение России в число наиболее ликвидных финансовых рынков, а также в ТОП-10 наиболее крупных международных финансовых центров.

Проект документа содержит цель по повышению позиций в международных рейтингах глобальных финансовых центров: The Global Financial Centres Index (GFCI) и International Financial Centers Development (IFCD Index). Индексы отражают конкурентоспособность и уровень развития финансовых центров по всему миру.

В настоящее время Россия занимает 61 место в GFCI и 35 место в IFCD Index. К 2020 году наша страна должна подняться, как минимум до 10 строчки в каждом из указанных рейтингов, следует из проекта госпрограммы.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗДРОБЛЕНО

В проекте госпрограммы подчеркивается, что особенностью системы регулирования российского финансового рынка в последние годы является "сложное распределение регулятивных и надзорных полномочий в сфере финансового рынка между несколькими ведомствами (ФСФР, Минфин, Банк России, Минэкономразвития)".

"Такая система регулирования и надзора на финансовом рынке характеризовалась раздробленностью, недостаточной гибкостью в отношении потребностей рынка, отсутствием контроля за системными рисками. Для построения конкурентоспособного финансового рынка необходимо формирование унифицированной и прозрачной регулятивной системы, основанной на единых принципах регулировании и надзора для экономически идентичных отношений и функций, осуществляемых на различных секторах финансового рынка, и обеспечивающей мониторинг всех сегментов финансового рынка, а также создание условий для эффективной работы регуляторов, саморегулируемых организаций и участников рынка", - говорится в документе.

Говоря о регуляторной и надзорной функции ФСФР, авторы проекта госпрограммы отмечают, что "в настоящее время деятельность ФСФР, требования к участникам финансовых рынков и регламентация работы финансовых рынков распределены по многочисленным нормативным актам, не систематизированы, что усложняет осуществление функций контроля и надзора", поэтому необходима "гармонизация надзорных полномочий ФСФР во всех сегментах финансового рынка".

Соответственно, госпрограмма до 2020 года предусматривает: "отход от фрагментарной системы контроля над финансовыми институтами; усиление контроля за рисками финансовой системы с целью оперативного выявления и противодействия кризисным ситуациям; распространение эффективного регулирования на сектора, которые традиционно не были охвачены регулированием; создание эффективных механизмов координации действий между регуляторами разных стран".

Также планируется унифицировать методы и принципы регулирования, контроля и надзора и гармонизировать нормативную правовую базу во всех сегментах финансовых рынков.