Инвестиции в морской транспорт РФ к 2015 г могут удвоиться, до 83,5 млрд руб
12 сентября 2012 года

Инвестиции в развитие морского транспорта к 2015 году могут вырасти более, чем в два раза - до 83,5 миллиарда рублей против 34,9 миллиарда рублей в 2011 году; внутренний водный транспорт может получить финансирование в размере 25,5 миллиарда рублей против 18,6 миллиарда рублей в 2012 году, свидетельствуют данные прогноза социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, подготовленного Минэкономразвития.

"При сохранении положительных макроэкономических тенденций, темпов роста ВВП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2015 году 83,5 миллиарда рублей (относительно морского транспорта)", - говорится в документе.

Вместе с тем, в случае проведения более жесткой бюджетной политики, уровень финансирования упадет в 2015 году до отметки 53,3 миллиарда рублей.

Разница в 29,2 миллиардов рублей между прогнозируемыми уровнями 2015 года может повлиять на реализацию проектов, связанных со строительством скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов, которые станут невозможными в случае замедления темпов развития экономики страны, исходя из приоритетов развития портовой инфраструктуры.

На сегодняшний день, говорит МЭР, порты не могут обеспечить необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, поэтому часть российских внешнеторговых грузов проходит через иностранные порты.

В среднесрочной перспективе МЭР рассчитывает развивать комплексные проекты: развитие морского торгового порта Усть-Луга; строительство морского порта в поселке Сабетта; строительство нового морского порта в Беломорске; строительство линейных дизельных ледоколов; строительство скоростных пассажирских судов (морское такси); строительство автопассажирских паромов; строительство парома для линии Усть-Луга-Балтийск.

Относительно внутреннего водного транспорта, при негативной внутриэкономической ситуации, объем финансирования по профильным проектам будет сокращен, что повлияет на пополнение транспортного речного флота.

В среднесрочной перспективе будут реализовываться такие комплексные проекты как реализация проектов реконструкции канала им. Москвы; Волго-Балтийского водного пути; Волго-Донского судоходного канала; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части РФ, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока; пополнение транспортного речного флота; модернизация пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности.

По прогнозам МЭР, в 2012 году объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится на 4,4% - до 32,4 миллиона тонн. При этом грузооборот на морском транспорте снизится на 10,9% против уровня 2011 года и составит 68,9 миллиарда тонно-километров.

Причинами, которые стимулируют к сокращению объема перевозок, МЭР считает неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом РФ, передачу судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под "удобным флагом" российских судоходных компаний.

"Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы не изменится", - считает ведомство.

Постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом предполагается с 2013 года, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках федерального закона №305-ФЗ, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

Так, в 2015 году по прогнозам МЭР, перевозки могут составить 36,7 миллиона тонн (рост на 4,6% к уровню 2011 года), а грузооборот - 72,1 миллиарда тонно-километров (рост на 3,3% к уровню 2011 года).

В случае развития экономики по консервативному варианту ожидаемый объем перевозок в 2015 году может уменьшиться на 1,3 миллиона тонн, а грузооборот может сократиться на 2,5 миллиарда тонно-километров.

"К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, и Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов". - сообщает ведомство.

За счет роста перевалки нефти, зерна и угля, объем перевалки грузов в морских портах России может составить к 2015 году 700 миллионов тонн (рост на 30,7% к уровню 2011 года).