Оптимизация госпрограммы вооружений РФ вполне вероятна
2 июля 2012 года

Опрошенные агентством "Прайм" эксперты считают вполне вероятным перенос сроков государственной программы вооружений России, рассчитанной на период до 2020 года, или даже оптимизацию ряда расходов, заложенных при ее утверждении в конце 2010 года.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов в понедельник, комментируя появившиеся в СМИ сообщения о возможном переносе на три года программы переоснащения армии и флота, заявил, что это невозможно, но могут быть сдвинуты отдельные мероприятия или растянуты сроки финансирования определенных проектов.

Российские власти в прошлом году одобрили государственную программу вооружений до 2020 года с финансированием в 20 триллионов рублей. С начала текущего года правительство почти втрое увеличило размер денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий в среднем не менее чем в 1,6 раза. Из-за разногласий с Дмитрием Медведевым, когда он был президентом РФ, по поводу столь масштабных расходов на военные цели был отправлен в отставку вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин.

ОБЕЩАТЬ - НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ

"Обещания были огромными, в том числе в предвыборный период, они касались как социальной, так и оборонной сферы. По факту оказалось, что ситуация в экономике не столь радужная, и денег на их выполнение попросту нет", - говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Он считает сообщения о переносе программы перевооружения и даже ее сокращении неудивительными.

Сокращать социалку тоже не выход, поэтому власти вынуждены принимать подобные решения, полагает эксперт. "Можно повысить налоговую нагрузку, но это не даст необходимых доходов, от приватизации тоже не выручишь достаточно средств, поскольку грядет кризис, и задорого никто не купит", - поясняет он. Поэтому с вероятностью 99% военные расходы сокращать будут, уверен Николаев.

Директор Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Наталья Акиндинова в свою очередь обращает внимание на тот факт, что в бюджетном послании президента РФ Владимира Путина, опубликованном 28 июня, не упоминаются расходы на оборону и безопасность. "Если мы вспомним предвыборные статьи, то было много информации по этому вопросу, потом о нем более скупо упоминалось, без конкретных цифр", - говорит она.

По мнению Акиндиновой, это можно считать косвенным подтверждением того, что "существует некая вероятность корректировки уже намеченных планов финансирования обороны и национальной безопасности в долгосрочной перспективе".

Ранее авторы итогового доклада по "Стратегии-2020" выступали за сокращение на 0,9% ВВП расходов российского бюджета по статье "Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность" к 2014-2020 годам.

Как отмечается в итоговом докладе, при реализации планов правительства по перевооружению армии на сумму 20 триллионов рублей к 2020 году доля расходов на оборону в федеральном бюджете увеличивается до 5-5,5% ВВП (в 2010 году этот показатель составлял 2,8%) в том случае, если остальные расходы на национальную оборону растут умеренным темпом 6% в год.

"Помимо колоссального давления на бюджетную систему реализация программы вооружений в объеме 20 триллионов рублей сопряжена с рядом иных препятствий по ее исполнению. За прошедшие 20 лет российский ВПК деградировал и может не справиться с резко возросшим оборонным заказом", - говорится в докладе.

Возможными направлениями экономии средств эксперты называют сокращение численности вооруженных сил, дальнейший перевод части военнослужащих на гражданскую службу, недопущение роста расходов в связи с реформой МВД, сокращение числа ведомств, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, ликвидацию дублирующих подразделений и ведомств.

ГРУСТИТЬ ПО ОБОРОНКЕ РАНО

Впрочем, не все эксперты считают, что оборонные расходы будут сокращаться и радикально пересматриваться. Так, по мнению председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерия Рязанского, грустить по военному бюджету рано. Он считает, что в случае необходимости скорее будут сокращены инфраструктурные, нежели оборонные расходы.

"Транспортные траты оставят, остальные могут урезать", - сказал он. Впрочем, определенной оптимизации и в военной сфере все-таки не избежать, полагает сенатор.

"Дополнительный доход, в частности, можно получить от цивилизованного налогообложения работающих на территории РФ мигрантов, которые должны выйти из тени. А это в будущем будут не только люди с лопатой, но и высококвалифицированные специалисты", - рассуждает Рязанский.

Другого мнения придерживается член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров. Он полагает, что оборонные расходы сохранятся в неизменном виде.

"На мой взгляд, целесообразно выполнить военные обязательства в полном объеме. Ухудшение ситуации экономической напрямую ведет к политическим обострениям и возможным военным действиям. Поэтому думаю, что программа вооружения останется, и через семь лет российская армия будет полностью подготовлена к возможным тяжелым событиям", - сказал эксперт.