Комитет ГД принял за основу проект поправок в законопроект о саморегулировании актуариев
6 июля 2012 года
Комитет Госдумы по финансовому рынку принял за основу проект поправок в законопроект "Об актуарной деятельности в РФ" для второго чтения, при этом у членов комитета остались вопросы к ряду поправок.
Законопроект был внесен в Госдуму в июне 2007 года, и принят в первом чтении в январе 2010 года. Целью разработки проекта закона является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, введение института саморегулирования актуариев, как условия допуска к профессии и гармонизация российского законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством.
По словам члена комитета Бориса Кашина, который принимал участие в рабочей группе по работе над законопроектом, одной из причин такого долгого прохождения законопроекта в Госдуме является "противодействие нескольких финансовых структур".
Согласно поправкам, внесенным в законопроект ко второму чтению, устанавливается, что актуарий - это человек, который ведет актуарную деятельность в соответствии с трудовым договором и состоит в СРО актуариев. Актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или экономическое образование, не иметь неснятой или непогашенной судимости.
В законопроекте, который был принят в первом чтении, устанавливалось, что актуарий - это человек, обладающий квалификацией для оценки рисков и вероятностей, и применяет свои умения к проблемам бизнеса и финансов, особенно к таким областям деятельности, как страхование и демография,
связанные со случайными событиями.
Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность, которую осуществляют: правительство РФ при разработке и утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию; государственные внебюджетные фонды; негосударственные пенсионные фонды; страховые организации; общества взаимного страхования; организации, имеющие долгосрочные социальные обязательства в соответствии с международными стандартами финансовой
отчетности, подлежащими обязательному применению в РФ.
Актуарное оценивание деятельности государственных внебюджетных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования и организаций, имеющих долгосрочные социальные
обязательства, проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год.
Законопроектом предусмотрено, что СРО актуариев может быть несколько, причем размер взносов в члена СРО будет определять сама организация. Законопроектом, принятым в первом чтении, было предусмотрено формирование
компенсационного фонда, в который каждый член организации должен внести обязательный взнос в размере 30 тысяч рублей, а также обязательное страхование ответственности актуариев.
Законопроект также содержит требования к содержанию договора о проведении актуарных расчетов, к содержанию актуарного заключения, к определению стандартов актуарной деятельности.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2014 года.
РАЗНОГЛАСИЯ ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ
На заседании комитета по финансовому рынку у депутатов возникли разногласия по поправкам в законопроект. В частности, депутаты не смогли договориться о том, сколько СРО актуариев может быть.
По словам Кашина, в РФ может быть около трех-четырех СРО актуариев: "Например, это пенсионное, страховое, и ПФР мог бы создать свою организацию, чтобы они сами готовили кадры, проверяли требования", - сказал депутат.
"Если актуарий занимается одним видом актуарной деятельности, то это одно. Актуарий, который ведет только расчеты, к примеру, должен вступить в соответствующую СРО. А если он занимается пенсионщиками, страховщиками и еще чем-нибудь, то он, по сути, должен вступить в несколько СРО и везде платить взносы? Мне кажется, он должен в одной организации все свои виды профессиональной деятельности вести", - сказала глава комитета Наталья Бурыкина.
Представители Пенсионного фонда РФ на заседании комитета предложили вывести ПФР из-под действия законопроекта. Кроме того, на заседании комитета было предложено ввести институт государственного актуария. В настоящее время он
не прописан в законопроекте.
У депутатов возникли вопросы об обеспечении имущественной
ответственности актуариев. Согласно поправкам, внесенным в законопроект ко второму чтению, актуарий, который имеет право осуществлять подготовку актуарного заключения, и несет ответственность за обоснованность содержащихся в нем выводов, должен заключить договор страхования своей
гражданской ответственности со страховой суммой, равной не менее чем десятикратному денежному вознаграждению за проведение актуарного оценивания, но не менее чем 3 миллионам рублей.
"Я не понимаю, какой человек пойдет в актуарии при такой ответственности. Мы должны более внимательно посмотреть эту норму", - заявила Бурыкина.
Кашин, напротив, отметил, что данная мера ответственности соответствует уровню ущерба, который может нанести актуарий: "За рубежом некоторые риски оцениваются на 60 лет срока. Мы прописали минимальные меры".