Президиум кабмина РФ обсудит 25 июня субсидии для повышения доступности авиатранспорта
24 июня 2012 года

Президиум правительства России на заседании 25 июня рассмотрит реализацию программ субсидирования, направленных на повышение доступности услуг воздушного транспорта для населения, об этом говорится в материалах к заседанию на сайте кабинета министров.

Для повышения доступности услуг воздушного транспорта правительство приняло и реализует обширный комплекс мер господдержки. В частности, это субсидирование федеральных казенных предприятий, создаваемых на базе аэропортов регионального и местного значения; аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, предусмотрено субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока, Сибири и из Калининградской области в европейскую часть страны и обратно; региональных и межрегиональных воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, а также лизинга воздушных судов для региональных и местных воздушных перевозок.

СУБСИДИИ ФКП

В соответствии с решениями правительства, на базе 50 аэропортов регионального и местного значения созданы шесть федеральных казенных предприятий: "Аэропорты Севера", "Аэропорты Чукотки", "Аэропорты Камчатки", "Аэропорты Красноярья", "Аэропорты Сахалина", "Аэропорт Амдерма" (в Ненецком автономном округе).

На финансирование федеральных казенных предприятий предусмотрены ежегодно около 2,467 миллиарда рублей.

Создание ФКП позволило восстановить соответствие аэропортов сертификационным требованиям, обновить парк аэродромной техники, провести капитальный ремонт и реконструкцию объектов, а также стабилизировать финансово-экономическое положение аэропортов.

"В настоящее время ведется работа по созданию еще ряда ФКП: "Аэропорт Кызыл", "Аэропорты Приамурья", ФКП на базе северных аэропортов Хабаровского края и филиалов ФКП "Аэропорты Севера" на базе аэропортов Магаданской области и Республики Саха (Якутия)", - говорится в материалах к заседанию.

Прорабатываются предложения глав субъектов РФ по включению в состав ФКП "Аэропорты Севера" аэропортов Магаданской области.

КРАЙНИЙ СЕВЕР

На субсидирование аэропортов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях федеральным бюджетом ежегодно предусматриваются средства в размере 179,5 миллиона рублей. Это позволяет, также как при финансировании федеральных казенных предприятий, поддерживать ставки аэропортовых сборов в этих аэропортах на доступном для авиакомпаний уровне и, соответственно, сдерживать рост пассажирских тарифов, говорится в материалах.

По мере создания ФКП и вхождения в них ряда аэропортов осуществляется перераспределение бюджетных средств на субсидирование программы их деятельности.

ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И СИБИРИ

Программа поддержки пассажирских авиаперевозок из регионов Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно действует с 2009 года. Авиакомпаниям, осуществляющим перевозки пассажиров в возрасте до 23 и старше 60 лет с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в салонах экономического класса предоставляются субсидии из федерального бюджета.

"Итоги реализации программы субсидирования показали ее востребованность и эффективность. В период действия программы объем перевозок пассажиров по специальному тарифу на маршрутах, включенных в программу субсидирования, вырос в целом в 2,3 раза", - говорится в материалах.

В 2012 году правительство также распространило действие правил на воздушные перевозки женщин в возрасте свыше 55 лет; расширило перечень субсидированных маршрутов, обеспечивающих воздушное сообщение города Певек (Чукотка), Тикси (Якутия) и Нарьян-Мар с европейской частью страны; распространило действие правил субсидирования на инвалидов первой группы всех возрастов и сопровождающих их лиц, а также на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

КАЛИНИНГРАД

Программа по субсидированию воздушных перевозок пассажиров из Калининградской области в европейскую часть страны и обратно начала реализовываться в 2011 году. Была предусмотрена перевозка жителей региона младше 23 лет и старше 60 лет.

Всего по программе в 2011 году были перевезены 3,109 тысячи пассажиров.

"Незначительный эффект обусловлен тем, что льготный тариф был установлен как конкретная величина и не давал права авиакомпаниям снижать стоимость билета", - говорится в материалах.

При этом конкуренция между авиаперевозчиками (на воздушной линии Калининград - Москва - семь авиаперевозчиков, Калининград - Санкт-Петербург - два авиаперевозчика), обусловила принятие ими решений по установлению, с учетом складывающейся текущей и оперативной коммерческой ситуации, гибких тарифов экономического класса ниже указанных специальных тарифов.

В 2012 году правилами субсидирования предусмотрена перевозка всех жителей Калининградской области без возрастных ограничений, а также спецтариф установлен как предельная величина с правом авиакомпаний осуществлять продажу билетов ниже их уровня с получением установленной суммы субсидии.

СУБСИДИИ НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

Программа субсидирования региональных (межсубъектовых) воздушных перевозок пассажиров в Северо-Западном, Сибирском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах начала действовать в 2012 году. Для ее реализации предусмотрены средства в объеме 1 миллиарда рублей.

В перечень маршрутов включены воздушные линии между пунктами, где отсутствует железнодорожное сообщение. Таких воздушных линий по четырем округам - 81.

Планируемый уровень софинансирования со стороны федеральных властей определен в размере до 50%.

"Учитывая, что данная программа субсидирования введена впервые, предлагается возможную доработку и корректировку осуществить по результатам ее реализации в 2012 году", - говорится в материалах к заседанию.

ЛИЗИНГ

Программа субсидирования лизинга воздушных судов для региональных и местных воздушных перевозок введена также в 2012 году. В соответствии с ней единовременная субсидия будет предоставляться авиакомпании, получающей в лизинг воздушное судно не старше 10 лет с количеством пассажирских мест не более 72 (для самолетов с турбовинтовыми двигателями) или не более 55 (для самолетов с любым другим типом двигателя).

На реализацию программы в федеральном бюджете в 2012 году предусмотрены средства в объеме 1,9 миллиарда рублей.

Реализация программы направлена на обновление парка воздушных судов авиакомпаний, выполняющих авиационные перевозки на местных и региональных маршрутах.