ФАС считает избыточными требования РАР к производителям и дистрибьюторам алкоголя
18 июня 2012 года

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России считает избыточными и создающими угрозу коррупции меры Росалкогольрегулирования (РАР), примененные в процессе перелицензирования в 2011 году к производителям и дистрибьюторам алкогольной продукции, говорится в докладе ФАС о состоянии конкуренции, оказавшемся в распоряжении агентства "Прайм".

"По данным экспертов, в процессе перелицензирования в РАР обратилось около 800 участников всех товарных рынков, из них перелицензировалось около половины, в результате количество производителей алкогольной продукции сократилось на 40%, а дистрибьюторов - минимум вдвое. Одновременно на рынках алкогольной и спиртосодержащей продукции продолжаются процессы экономической концентрации", - отмечается в докладе.

При этом в 2011 году производство этилового спирта осуществляли 109 хозяйствующих субъектов и их филиалов, водки - 507 хозяйствующих субъектов и их филиалов, виноградного вина - 197 хозяйствующих субъектов и их филиалов, солодового пива - 166 хозяйствующих субъектов и их филиалов. Совокупная доля пяти крупнейших производителей солодового пива превысила 80%, при доле лидера рынка - около 35%.

Анализ барьеров входа на рынок и его функционирования осуществлялся с учетом обращений в ФАС России хозяйствующих субъектов и материалов, предоставленных членами экспертного совета.

Основными причинами обращений, как отмечается в докладе, по признакам нарушений закона "О защите конкуренции" были действия РАР по препятствованию получению или продлению лицензий на основные виды деятельности, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к хозяйствующим субъектам.

Среди мер РАР, ограничивавших участников рынка, ФАС упомянул проведение обследований складских и производственных помещений хозяйствующих субъектов на предмет соответствия лицензионным требованиям, которые содержали в себе избыточные требования к соискателям лицензии, а также дублировали контрольные действия других органов власти (МЧС России, Роспотребнадзора и других).

"Проверки осуществлялись при отсутствии соответствующих компетенций и законодательно-закрепленных полномочий на проверку соответствия этим требованиям. Отсутствие закрытого перечня лицензионных требований создавало препятствия осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам", - говорится в докладе.

Среди избыточных требований РАР антимонопольный орган также назвал запрет на хранение продукции, не являющейся алкогольной и спиртосодержащей, требование к обеспечению складского помещения центральным отоплением или теплогенератором, условия к высоте поддонов (не менее 15 сантиметров от пола, в то время, как в соответствии с ГОСТ высота устанавливается от 10 до 15 сантиметров).

Кроме того, некоторые барьерные требования, утвержденные приказом РАР, являлись невыполнимыми для лицензиата. Среди таких требований ФАС назвал запрет на размещение на одном поддоне продукции разных видов, а также предоставление проектной документации на здание.

Как отмечают эксперты ФАС, предоставление лицензирующему органу недостоверной информации является причиной отказа в выдаче, продлении или переоформлении лицензии. "Однако в таких случаях, как не указание этажности в одноэтажном здании не может являться недостоверной информацией, одной из причин отказа в переоформлении действующей лицензии, а может привести к ограничению конкурентных возможностей хозяйствующего субъекта", - говорится в материалах ведомства.

В докладе также отмечается, что при осуществлении импорта алкоголя, условия хранения продукции должны находиться под контролем только владельца груза и не контролироваться РАР.

"Таким образом, жесткие требования к условиям хранения продукции на складе лицензиата не решают вопросы безопасности, а могут создавать дополнительные угрозы коррупции", - говорится в докладе.

По мнению экспертов ФАС, на конкурентную среду влияла проблема несовершенства нормативной правовой базы в сфере регулирования развития отрасли с учетом специфики производства и оборота разных видов продукции, отсутствия четких границы контроля и полномочий надзорных органов.

"На состояние конкурентной среды влияет также наличие административных барьеров, непрозрачность механизмов контроля, угроза возникновения необоснованных ограничений на рынках алкогольной продукции и смежных с ними рынках, которые были вынесены на обсуждения в проектах документов. Все это приводило также к формированию неблагоприятного имиджа РФ в глазах международного сообщества, что не способствовало привлечению в страну иностранных инвестиций, могла стать тормозящим фактором для вступления в различные экономические и международные организации", - отмечается в материалах.

Комментарием Росалькогольрегулирования агентство "Прайм" пока не располагает.

По данным Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) перелицензирование, начавшееся еще в 2010 году, сократило количество участников рынка вдвое, причем основная нагрузка легла именно на 2011 год. Как сообщал агентству "Прайм" источник в отрасли, перелицензирование действительно сильно сократило количество участников, однако точную оценку дать сложно, так как вместе с действительно функционирующими компаниями под аннуляцию и непродление лицензий попали и многочисленные "фирмы-прокладки", которые создавали недобросовестные игроки.