Депутаты Госдумы предлагают ввести утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили
9 июня 2012 года
Комитет Госдумы по промышленности рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в закон "Об отходах производства и потребления" о введении в России утилизационного сбора на новые и подержанные автомобили.
Как пояснил один из авторов проекта закона, первый зампред комитета по промышленности Владимир Гутенев, базовый закон будет дополнен новой статьей, регулирующей правоотношения по утилизации автомобилей, утративших свои потребительские свойства и выбывших из эксплуатации.
"Утилизационные сборы предполагается взимать при выпуске новых, а также бывших в употреблении автомобилей, нагрузка по утилизации полностью ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в стоимость машин. И только в случаях импорта единичных транспортных средств сбор будет уплачиваться физическим лицом", - рассказал Гутенев.
При этом, по его словам, вводится механизм обеспечения утилизации автотранспорта, при котором реализуется принцип "ответственности производителя" за продукцию. Гутенев сообщил, что, по предварительным подсчетам Министерств промышленности и торговли и экономического развития РФ, сбор за новую легковую машину может составить 20-45 тысяч рублей, за грузовую - в зависимости от категории от 150 до 400 тысяч рублей. "К подержанным машинам будут применены повышающие коэффициенты", - подчеркнул депутат.
Введение утилизационных сборов затронет каждого россиянина, говорит депутат. "С одной стороны, сборы поставят жесткие препоны перед подержанной техникой, той, которая несет угрозу безопасности дорожного движения и экологической ситуации в стране. С другой - эта мера будет способствовать сохранению рабочих мест не только в автомобильной промышленности, но и на многочисленных предприятиях, являющихся производителями автокомпонентов", - пояснил замглавы комитета.
Гутенев также отметил, что вхождение России в ВТО предполагает значительное упрощение и удешевление доступа зарубежной автомобильной колесной техники на российский рынок. Проникновение в страну подержанных автомобилей не только из Европы, но и из Юго-Восточной Азии, пояснил он, представляется большой угрозой и для экологической обстановки в мегаполисах, так как более 50 % ввозимых подержанных машин не отвечают стандарту ни Евро-0, ни Евро-1, и требованиям соблюдения безопасности при их эксплуатации.
"В этих условиях первостепенное значение приобретают нетарифные меры защиты и специальные ограничения, которые в полной мере соответствуют практике стран, присоединившихся к ВТО", - подчеркнул депутат.
Но первое и наиважнейшее значение рассматриваемого законопроекта это защита отечественных производителей, продолжил автор инициативы. К ним относятся не только российские компании, но и те почти 20 крупнейших мировых брендов, которые с разной степенью локализации на территории России успешно производят и реализуют рекордное, по крайней мере, для Европы, количество автомобилей. На них также распространяются те преференции, которые позволяют или брать на себя ответственность по дальнейшей самостоятельной утилизации выпускаемых автомобилей, или в централизованном порядке решать этот вопрос на этапе выпуска машин.
В пояснительной записке отмечается, что объемы требующих переработки автомобилей уже в 2013 году могут составить более 1,5 миллиона единиц техники в год, а к 2015 году эта цифра может составить от 2 до 2,5 миллиона автомобилей в год.
Параллельно с этим возникнет необходимость в переработке сопутствующих товаров, таких как аккумуляторные батареи и автомобильные шины в объемах 33 миллиона и 12 миллионов штук соответственно. Для обеспечения этих потребностей на всей территории страны необходимо строительство большого количества средних по размеру заводов по разборке вышедших из эксплуатации транспортных средств, шредерных станций и создание инфраструктуры для переработки сырья.
Вместе с тем, отмечают законодатели, низкий процент вторичного использования материалов в автомобилях, поступающих в настоящее время на российский рынок, не позволяет обеспечить самоокупаемость процесса утилизации автотранспортных средств и затрат на создание соответствующей инфраструктуры.
Поправки, в случае их принятия, вступят в силу с 1 августа 2012 года.