АТЭС и Россия: курс на сближение
23 июня 2012 года

России следует активизировать сотрудничество со странами АТЭС - одной из самых мощных экономических систем мира, несмотря на бюрократические препоны для частных инвестиций и опасения по поводу мощи Китая. К такому выводу пришли участники "круглого стола" "Экономика Азиатско-Тихоокеанского региона", прошедшего в субботу в рамках ПМЭФ-2012.

Нарастание кризисных явлений в еврозоне, ресурсный потенциал России, потребности быстроразвивающихся экономик Китая и Индии с их растущим потреблением, будут способствовать более тесным связям РФ со странами АТЭС, полагают участники дискуссии. Для привлечения инвесторов в такие проекты необходимо включение механизмов государственно-частного партнерства.

Реализовать возможности России мешают ее давние проблемы: волокита, неразвитая инфраструктура, качество трудовых ресурсов.

Самой АТЭС тоже стоит более четко прописать свои цели и принципы работы - по аналогии с ЕС, считают участники диспута.

КИТАЙ: РОСТ ПОД ВОПРОСОМ?

Очевидно, что главным партнером России в регионе АТЭС может быть Китай, с его огромным населением, потреблением и амбициями, а весь Азиатско-Тихоокеанский регион через пару десятков лет станет лидирующим в мировой экономике, считает экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.

"Я уверен в том, что в ближайшие 20 лет этот регион станет основным из-за увеличения доли Китая и более высоких темпов роста этой экономики по сравнению с другими регионами мира", - сказал Кудрин.

С ним согласен и главный исполнительный директор Goldman Sachs Asset Management Джим О'Нил. "То, как развивается Китай, несравнимо с тем, как развивался весь мир последние десятилетия. Китай очень интересен всем. Там каждые 2,5 недели создается новая Греция", - сказал он.

У Китая есть еще одно немаловажное преимущество - высокая трудоспособность населения.

"В Китае мужчины меньше пьют и больше зарабатывают, и окитаивание части РФ выглядит вполне естественно", - отметил глава ВТБ Андрей Костин. И добавил, что пока многие россияне живут по принципу: "Любить так любить, гулять так гулять, украсть так украсть".

Но и в этой стране есть свои проблемы, порожденные, в частности, долголетней демографической политикой, направленной на рождение в семье лишь одного ребенка.

"Такая политика в последние 30 лет привела к нехватке трудовых ресурсов, каждый должен содержать четырех человек. Им требуется 2 миллиона новых работников, и экспорт уже не так выгоден, ожидания уже не так амбициозны", - сказал главный исполнительный директор южнокорейской Hyundai Energy and Resources Бон-Джин Янг.

СВОЯ ИГРА

России следует выстроить грамотную иерархию приоритетов в АТР, нельзя распыляться по всем проектам одновременно, считает председатель Делового консультативного совета АТЭС, глава группы "Сумма" Зиявудин Магомедов.

"Россия пока только обретает свой голос в этом регионе в силу объективных причин. Если в Европу у нас есть окно российских портов, то в АТР пока - только маленькая форточка. У России протяженная общая граница и значительная торговля с КНР, тогда как с остальными странами сотрудничество только налаживается. Необходимо расширять сотрудничество с другими странами региона, развивая наш Дальний Восток и в особенности его транспортную составляющую. Наша стратегическая задача - связать населенные регионы с АТР. Группа "Сумма" будет инвестировать в развитие Владивостокского порта и развитие его железнодорожного сообщения с другими регионами России", - сказал Магомедов.

Кудрин также остановился на российском Дальнем Востоке, развитию которого, по его мнению, препятствует позиция власти по ограничению притока иностранных инвестиций в этот регион.

"Нам нужно смелее создавать совместные предприятия, смелее разрабатывать месторождения, добиваться переработки на этой территории природных ресурсов, как возобновляемых, так и невозобновляемых", - сказал экс-глава Минфина, добавив, что необходимо создать понятные правила для этого региона и тогда активность инвесторов в нем существенно повысится.

ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ

Частный капитал необходимо допустить в развитие инфраструктуры, убежден Кудрин. "В условиях ее полной доступности для всех это будет означать, что доходы от ее использования будут идти собственнику, а доступна она должна быть для всех", - сказал он, приведя в пример прокладку дорог и создание прочей инфраструктуры для разработки месторождений, что вполне можно делать за счет частных средств.

Сегодня Россия экспортирует 25-27 миллионов тонн зерна в год, однако уже к 2020 году этот показатель может дойти до 40 миллионов тонн, полагает предсовдира "Суммы", основного претендента на допэмиссию государственного ОАО "Объединенная зерновая компания" (ОЗК).

"Для этого необходимо развитие экспортной инфраструктуры - в первую очередь строительство элеваторов и зерновых терминалов на Дальнем Востоке, расшитие узких мест на подъездах к портам для организации эффективного экспорта", - пояснил Магомедов.

Как считает Костин, реализовывать эти проекты не обязательно за счет госсредств, властям достаточно поддержать проект и встроить в него механизм государственно-частного партнерства, например, гарантии. В любом случае, это выгодно и бюджету, который получит средства в виде налогов.

"Надо не госсредства инвестировать, а встраивать механизм ГЧП в проекты, инвесторы зарабатывают на концессии. Нужно обязательство государства поддерживать проект", - пояснил Костин.

БЮРОКРАТИЯ - ГЛАВНЫЙ ТОРМОЗ

Инвесторов также настораживает и гигантские объемы бумажной документации, и скорость согласования проектов в России.

Как рассказал главный исполнительный директор Alcoa Клаус Кляйнфельд, его компания инвестировала 1 миллиард долларов в проекты в РФ, построив два завода, на которых работает 5 тысяч сотрудников.

"Мы столкнулись с рядом административных барьеров: я много раз жаловался Кудрину на объемы бумаг, физических копий, но сейчас половина оборота уже идет электронном виде, в следующем году будет 90%", - сказал он.

У компании Hyundai на открытие офиса в России ушло 2,5 месяца, что непомерно долго, добавил Бон-Джин Янг.