Сохранение запаса квот на выбросы может сделать страны более "смелыми"
23 мая 2012 года
Сохранение резерва квот на выбросы парниковых газов, накопленного странами в первом периоде Киотского протокола, может стимулировать эти страны принять более значительные обязательства с 2013 года, считает координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин.
Второй период Киотского протокола, вступившего в силу в 2005 году, должен начаться с 1 января 2013 года. Россия, Украина и ряд стран Восточной Европы в первом периоде обязательств в 2008-2012 годах значительно перевыполнили взятые цели по сокращению выбросов, накопив таким образом резерв неиспользованных национальных квот AAU, общий объем которого оценивается примерно в 8 миллиардов тонн CO2-эквивалента. Ряд стран выступают за ограничение или полный запрет переноса этого так называемого "горячего воздуха" во второй период.
По словам Кокорина, из представленных странами предложений решения проблемы "горячего воздуха" наиболее удачно предложение группы малых островных государств (AOSIS), которые предлагают разрешать или запрещать перенос квот в зависимости от амбициозности заявленной страной цели по сокращению выбросов.
"Если вы берете обязательства по росту выбросов, а ведь именно об этом сейчас говорят все страны с переходной экономикой, то тогда нельзя, ваши обязательства слабые, если снижение - можно... Такой черно-белый вариант, он более проходной на любых международных переговорах", - сказал эксперт.
Выбросы России в 2009 году по отношению к 1990 году, установленному в качестве базового согласно Киотскому протоколу, снизились на 35,6%, или на 1,19 миллиарда тонн CO2-эквивалента.
Ранее российское руководство заявляло о готовности сократить выбросы на 15-25% от уровня 1990 года, оговаривая, что этот показатель будет зависеть от "учета потенциала российских лесов в контексте вклада в выполнение обязательств по сокращению антропогенных эмиссий", а также "принятия юридически значимых обязательств по сокращению антропогенных эмиссий парниковых газов всеми крупнейшими эмитентами".
"Легко понять, что даже прогноз выбросов России до 2020 года - вещь непростая, а уж выбросов Украины, Белоруссии, Казахстана тем более... (Предложение AOSIS) позволит создать такую "подушку безопасности" и принять более серьезные обязательства. Если страны с переходной экономикой решатся взять обязательства не по росту выбросов, а по их снижению, а шансы на это у России и Украины есть, тогда, конечно, это поможет", - добавил Кокорин.
Он отметил, что при рассмотрении этого вопроса "хорошо бы разделить две вещи - эмоции, что рухнут какие-то рынки, или что можно замахиваться на какие-то деньги... и более серьезные обязательства".
"В обсуждении вопроса "горячего воздуха" немножко подменяются две вещи - желание его продать и получить те или иные деньги и то, насколько эти квоты могут помочь выполнению обязательств следующих периодов", - сказал Кокорин.
По его словам, продать накопленные резервы будет просто некому, поскольку Япония, активный покупатель углеродных квот на мировом рынке, не участвует во втором периоде Киотского протокола, а ЕС с 2013 года закрыл доступ во внутреннюю торговую систему для единиц от новых проектов совместного осуществления (JI), в которые этот "горячий воздух" можно было бы конвертировать.
"(Продать) это будет абсолютно нереально, а если и и реально, то в каком-то совершенно мизерном количестве. То есть в общем-то обсуждать особенно нечего... Вопрос, скорее, политический, а не экономический", - сказал Кокорин.
При этом он подчеркнул, что собственно перенос накопленного резерва из первого периода Киотского протокола во второй предусмотрен самим соглашением, и для отказа от переноса придется вносить соответствующую поправку в протокол.