РЖД и ведомства к лету должны подготовить актуализированные предложения по ВСМ
12 мая 2012 года
ОАО "РЖД" и причастные ведомства к лету 2012 года должны подготовить актуализированные предложения по проектам развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России, сообщил агентству "Прайм" в субботу представитель компании.
Такое решение было принято по итогам совещания в конце апреля под председательством главы правительства РФ.
"РЖД совместно с Минфином, Минэкономразвития, Минтрансом должны к середине 2012 года подготовить и представить правительству актуализированные предложения по проектам ВСМ"
Он добавил, что после этого правительство должно утвердить проект и схему его финансирования. Затем будет принято решения о сроках проведения тендера.
Сейчас в России нет выделенных высокоскоростных ж/д магистралей. Пилотным проектом по их строительству должна стать дорога Москва-Петербург, которую планируется запустить к 2018 году. Поезда будут преодолевать расстояние между городами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Для начала реализации проекта правительство должно утвердить схему финансирования и сам проект.
Межведомственная рабочая группа по подготовке госпрограммы развития скоростного и организации высокоскоростного железнодорожного движения в РФ, как сообщалось в начале марта в документах, имеющихся у агентства "Прайм", подготовила свои рекомендации по проектам ВСМ. На первом этапе в период до 2020 года была предложена организация высокоскоростного железнодорожного движения с максимальной скоростью движения поездов 350-400 км/ч на направлениях Москва - Санкт-Петербург, Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург, на втором - до 2030 года - на направлениях Москва - Нижний Новгород, Москва - Минск - (Варшава - Берлин), Москва - Киев, Казань - Самара.
Группа, объединяющая представителей МЭРа, Минпромторга, Минфина, Минрегиона, РЖД, научных организаций и транспортного сообщества, изучила технико-экономические параметры проекта ВСМ Москва-Петербург, представленные РЖД. Сметная стоимость, исходя из них, составляла 1,124 триллиона рублей (здесь и далее в ценах соответствующих лет с НДС). Реализация проекта предлагалась с привлечением частных инвестиций путем государственно-частного партнерства и покрытия части расходов за счет госденег. Согласно материалам, были выработаны два варианта госфинансирования проекта. Финансовое участие государства и инвестора на этапе строительства по первому предполагается в равных долях государством и концессионером (специальная проектная компания, создаваемая консорциумом инвесторов), в соответствии со вторым - госсубсидия на этапе строительства составляет не более 70% от затрат на него.
По первому варианту, господдержка на этапе подготовки к реализации проекта, проектирования и строительства предполагается в объеме 592,8 миллиарда рублей, в том числе 505,6 миллиарда рублей - субсидия концессионеру на стадии строительства, и 791,1 миллиарда рублей - на этапе эксплуатации в 2018-2032 годах. Суммарно расходы госбюджета по этому варианту оценивались в 1,384 триллиона рублей. Господдержка в соответствии со вторым вариантом на этапе подготовки к реализации проекта, проектирования и строительства оценивалось в размере 795 миллиардов рублей, в том числе на стадии строительства 707,9 миллиарда рублей субсидия концессионеру, и 260,2 миллиарда рублей на этапе эксплуатации в 2018-2027 годах. Общие расходы госбюджета по этому варианту оценивались в 1,055 триллиона рублей.
Отмечалось, что в рамках действующего законодательства возможна реализация проекта путем заключения концессионного соглашения для создания ВСМ, функциями концедента по которому предлагалось наделить Федеральное агентство железнодорожного транспорта. При этом часть полномочий концедента предполагалось передать на исполнение РЖД. Концессионер, как сообщалось, будет выбран по итогам конкурса на заключение соответствующего соглашения. Его обязанностями будут проектирование, строительство, частичное финансирование, обслуживание ВСМ и организация перевозки пассажиров.