Рано судить об уроках "арабской весны", нужно дождаться итогов выборов - замглавы МИД РФ
23 мая 2012 года
Необходимо дождаться конституционных преобразований в ряде стран, чтобы судить об уроках "арабской весны", заявил специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку, замминистра иностранных дел Михаил Богданов.
"Арабской весной" принято называть народные волнения в странах Ближнего Востока и Северной Африки, вспыхнувшие после гибели 17 декабря 2010 года молодого торговца из Туниса Мухаммеда аль-Буазизи, который сжег себя в знак протеста против произвола местных властей. Волнения привели к уходу из власти правивших десятилетия лидеров Туниса, Египта, Йемена. В Ливии протесты переросли в вооруженное противостояние и привели к падению режима, а также гибели Муамара Каддафи. Кроме того, протесты серьезно обострили ситуацию в ряде других стран региона, прежде всего в Сирии.
"...Судить об уроках "арабской весны" еще рано. Надо мысленно абстрагироваться от частных тенденций сегодняшних реалий и иметь дело с цельной картиной. Дождемся проведения конституционных преобразований в отдельных странах и запланированных по их результатам свободных демократических выборов", - сказал он в интервью журналу "VIP-Premier".
Текст интервью опубликован в среду на сайте МИД РФ.
Богданов считает необходимым проследить за тем, как будут вести себя политические силы, победившие в ходе революций. "А к власти приходят новые игроки - как правило, исламистской ориентации", - сказал он.
По его словам, "сегодня ни одно государство в регионе, да и за его пределами, не обладает иммунитетом от социальных пертурбаций, если оно не модернизируется, десятилетиями не решает острые социально-экономические и политические проблемы, не удовлетворяет основные запросы населения".
Замглавы МИД РФ отметил, что "при всем единообразии причин массовых выступлений кризисные ситуации развивались по-разному".
"В Тунисе смещение президента произошло относительно безболезненно, а в соседней Ливии обстановка быстро скатилась к кровопролитной гражданской войне, отягощенной к тому же иностранным военным фактором. Последствия этой безответственности некоторых наших партнеров ливийский народ расхлебывает до сих пор. В определенном смысле это урок. Занимаясь сегодня разрешением сирийского кризиса, Россия, Китай, другие страны, памятуя о ливийском примере, стремятся не допустить повторения подобного катастрофического сценария, последствия которого в силу сирийской специфики чреваты еще большей непредсказуемостью", - сказал спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку.
По его словам, полезен опыт разруливания кризисных ситуаций в Йемене, где в результате долгих напряженных усилий и важной роли Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива стороны вышли на компромисс.
Антиправительственные выступления с требованием отставки президента Али Абдаллы Салеха, который находился у власти 34 года, продолжались в Йемене с начала февраля 2011 года. По данным СМИ, за время народных волнений в стране погибли сотни человек, тысячи были ранены. Досрочные президентские выборы в стране были проведены 21 февраля согласно плану Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по урегулированию внутриполитического кризиса в Йемене, подписанному Салехом в ноябре прошлого года. В результате страну возглавил Абд Раббо Хади.
В Египте проходит первый тур выборов нового президента страны. На пост главы государства претендуют 13 человек. Окончательная передача власти в Египте от военных гражданскому руководству должна состояться не позднее 30 июня. Высший совет вооруженных сил пришел в Египте к власти в феврале 2011 года после ухода в отставку президента Хосни Мубарака, который столкнулся с массовыми народными протестами. Военные сразу после прихода к власти отменили конституцию и распустили парламент, пообещав вернуть власть гражданскому руководству после свободных выборов.
В течение полутора лет военные организовали референдум по Конституционной декларации и выборы в обе палаты парламента, на которых победили исламисты. В то же время, они так и не смогли договориться с политическими силами об основах будущей конституции страны, поэтому Египет по-прежнему живет без постоянного основного закона.