Путин: возвращение во власть не будет легким
7 мая 2012 года
Владимир Путин через четыре года премьерства вернулся в Кремль в качестве президента, теперь как минимум на шесть лет. Сторонники и противники Путина по-разному оценивают 12 лет, в течение которых он принимает участие в руководстве страной - первые видят в нем человека, вытащившего страну из экономической пропасти и вернувшего ей стабильность, вторые обвиняют в авторитарных методах управления, что является препятствием для развития страны. Учитывая масштаб стоящих перед Россией вызовов, ближайшие шесть лет должны показать, какое из этих определений останется в истории рядом с фамилией "Путин".
В понедельник Путин в третий раз принес присягу как президент России. Он уже занимал этот пост два четырехлетних срока - в 2000-2008 годах. Несмотря на высокий уровень поддержки в обществе, Путин в 2007 году не стал менять "под себя" конституцию, которая запрещает пребывание одного лица на президентском посту более двух сроков подряд, уступив главную должность в стране своему давнему соратнику Дмитрию Медведеву. Сам Путин следующие четыре года проработал премьером, впервые наполнив премьерскую должность не техническим, а политическим содержанием, сделав Белый дом реальным центром принятия политических решений.
При этом главной интригой четырех лет президентства Медведева был вопрос, кто из двух членов правящего тандема выдвинет свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Одни считали, что Путин даст возможность своему молодому коллеге попробовать избраться на новый четырехлетний срок, другие отводили Медведеву роль "местоблюстителя", утверждая, что его функция сводится к тому, чтобы "подержать" место президента старшему товарищу.
Правда оказалась посредине: в сентябре 2011 года Путин и Медведев, стоя вместе на трибуне, объявили о новой конфигурации власти: Путин возвращается в Кремль, но Медведев сохраняет за собой все рычаги влияния, перемещаясь на место премьера и становясь фактически лидером контролирующей парламент партии "Единая Россия".
СЛОЖНЫЕ ВЫЗОВЫ
Путин всегда пользовался высокой популярностью. Опросы показывали, что уровень его поддержки практически никогда не опускался ниже 60%. Выборы в марте 2012 года он выиграл с результатом 64%. И хотя оппозиция говорит, что выборы прошли с нарушениями, практически никто из оппонентов не оспаривает сам факт его победы.
Однако Путин возвращается в сложное время.
Экономика страны нуждается в серьезном реформировании: модернизационная повестка дня, объявленная Медведевым, пока реально не заработала, в России сохраняется зависимость от энергоноситетелей как основы экономики, влияние государства на экономические процессы гипертрофировано, при этом риски глобального кризиса продолжают угрожать экономическому благополучию страны.
Тренд на депопуляцию страны заторможен, но не переломлен, продолжительность жизни в России остается на одном из самых низких в Европе уровней. Следовательно, правительству для сохранения человеческого капитала надо либо стимулировать рождаемость, либо изменить миграционную политику, что не соответствует ожиданиям общества, традиционно нетерпимому к приходу любых "пришельцев".
На этом фоне резко растет политизация общества на всех флангах: праволиберальном, левом, националистическом. Массовые акции протеста, проходившие в России в последние месяцы, показали, что в обществе растет запрос на перемены.
И даже сама церемония вступления Путина в должность оказалось омрачена произошедшими накануне в Москве столкновениями участников митинга оппозиции на Болотной площади с полицией и массовыми задержаниями оппозиционеров, которые в очередной раз вышли на акцию протеста под лозунгом "Россия без Путина". И хотя представители полиции говорят, что оппозиция дискредитировала себя заранее спланированными провокациями в ходе шествия, отмахнуться от растущей протестной активности властям нельзя.
Главный лозунг Путина с момента его прихода к власти в 2000 году - "стабилизация" как противопоставление бурным процессам перемен в 1990-е - перестает работать с той же эффективностью, как раньше.
ПУТИН: ПЕРЕЗАГРУЗКА
Владимир Путин впервые был избран президентом в марте 2000 года. Определенный в качестве преемника первым президентом России Борисом Ельциным, Путин до того как занять главный пост в стране, прошел множество ступеней карьерной лестницы. Проработав первую половину своей жизни в разведке, в начале 1990-х он стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, одного из лидеров демократического движения в годы поздней "перестройки".
После того как в 1996 году Собчак проиграл выборы мэра, Путин покинул Смольный и несколько месяцев сидел без работы. Благодаря помощи другого заместителя Собчака Алексея Кудрина, к тому времени перебравшегося в столицу, Путин в конце 1996 года получил работу в Москве - сначала в управлении делами президента, а затем и в администрации главы государства. Именно тогда начался его головокружительный взлет по карьерной лестнице: глава контрольного управления в администрации президента, руководитель Федеральной службы безопасности, секретарь Совета безопасности, премьер-министр, исполняющий обязанности президента. Все эти этапы Путин прошел за три года.
Как вспоминал Ельцин в своих мемуарах, Путина он выделил сразу за его деловые качества и за то, что, как показалось первому президенту, Путин сохранит верность всем тем идеалам, которые Ельцин продвигал и отстаивал все свои годы президентства: верность рыночным принципам организации экономики, политическому плюрализму, свободе слова.
Однако Путин, уловив запрос в обществе на "сильную руку" и усталость от реформ, стал проводить политику, отличную от ельцинской. Жесткая политика в отношении Чечни ("вторая чеченская" война и усмирение мятежной республики стали одной из самых ярких вех первого президентского срока Путина), лишение регионов значительной части полномочий, выстраивание вертикали власти на основе концентрации всех ресурсов в федеральном центре, удаление крупного бизнеса от центра принятия политических решений очевидно прибавили Путину популярности. А социальная ориентация экономической политики: регулярная индексация зарплат и пенсий бюджетников, сдержанность в непопулярных социальных реформах сделали статус Путина как национального лидера неоспоримым.
При этом сам Путин неоднократно демонстрировал свое умение тонко чувствовать общественные настроения. Путин версии "1.0" в первый президентский срок умело балансировал между сторонниками рыночных преобразований (именно тогда были сделаны многие либеральные по сути реформы, позволившие заложить основу нынешнего финансового благополучия России) и приверженцев сильной руки и патернализма. Неслучайно все годы правления Путина политологи говорят о сложившихся в его окружении двух группах влияния: "партии силовиков" (к которым относят весь "чекистский призыв", пришедший во власть вместе с Путиным) и "партии либералов".
Второй президентский срок Путина, начало которого ознаменовалось провалом "монетизации льгот", показал, что терпимость общества к преобразованиям в тот период находилась на крайне низком уровне. Поэтому Путин "версии 2.0" - это президент стабильности и стабилизации с уклоном в консерватизм. Именно к этому периоду относятся и многие политические изменения, включая отказ от выборов губернаторов, выстраивание системы тотального политического доминирования партии "Единая Россия", а также ужесточение политики в отношении неправительственных организаций и "дело ЮКОСа".
Путин "версии 3.0" во время премьерства 2008-2012 годов - это политик реальных дел. Именно на правительство легла основная роль по ликвидации последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 годов. В эти годы Путин продемонстрировал навыки кризис-менеджера, не утраченное за годы президентства.
При этом период премьерства Путина характеризовался переходом к полностью ручному режиму управления экономикой. Такой подход критикуется экономистами за отсутствие системности. Однако, как сказал в интервью помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, в кризис возможен только такой, нелинейный подход к решению проблем.
ПУТИН: "ВЕРСИЯ 4.0"
Каким будет следующий срок президентства Путина, пока никто сказать не может. Предвыборные лозунги, с которыми он шел на выборы, и набор программных статей, которые он опубликовал во время избирательной кампании, изобилуют правильными лозунгами и набором правильных мер, которые способны удовлетворить запросы практически любой части общества.
Однако Путину придется столкнуться с тем, что общество, предыдущие годы занятое освоением растущих доходов и гонкой за новыми стандартами потребления, уже не готово мириться с прежней повесткой дня. Запрос на стабилизацию сменился запросом на перемены. При этом, по мнению многих экономистов, именно ближайшие годы, приходящиеся точно на третье президентство Путина, должны показать, насколько Россия сможет встроиться в постиндустриальную мировую экономику, сможет ли она выстроить реальную экономику знаний, либо ей придется довольствоваться ролью источника энергоресурсов и полностью зависеть от конъюнктуры мировых цен на нефть и газ.
Задача, стоящая перед Путиным, осложняется еще и тем, что разные части общества хотят разного. "Рассерженные горожане", выходившие зимой 2011-2012 годов на митинги по все стране и составляющие основу среднего класса, хотят более прозрачной политической системы и более эффективного государства как проводника качественных услуг и создателя комфортной среды для жизни и бизнеса. И хотя эта категория граждан находится в России пока в явном меньшинстве, игнорировать ее интересы уже нельзя в силу ее общественной активности, уровня доходов и влияния на процессы в стране, в том числе на сферу СМИ. Другие жители страны, не такие обеспеченные и "продвинутые", хотят еще большей вовлеченности государства в решение их проблем: через рост пособий, финансирование программ развития депрессивных регионов.
Таким образом, в обществе формируются два противоположных запроса: правый - либеральный, или, как его называют некоторые политологи, модернизационный, и левый - социальный.
Общественную ситуацию также осложняет рост националистических настроений, происходящий на фоне роста численности мигрантов из других стран и регионов в местах традиционного проживания титульной национальности. Реакция общества на стычки между различными этническими группами, например недавняя драка около торгового центра "Европейский" в Москве, показывает масштаб проблемы.
Путин всегда удачно балансировал между разными интересами, учитывая запросы самых широких общественных групп. Удастся ли ему это сделать в свое третье президентство, покажет самое ближайшее будущее. Показательными в этом смысле должны стать будущие назначения ключевых членов правительства и администрации президента.
Нахождение одного и того же человека на высшем посту в государстве имеет в истории и положительные, и отрицательные примеры. В одних странах стабильность руководства приводила к реализации системных мер развития, как в Сингапуре, в других - провоцировала застой, рост коррупции и кумовства, и как следствие взрыв общественного гнева и неконтролируемую смену властных элит, как в Индонезии в начале 2000-х или в ряде арабских стран в последний год.
В руках Путина все рычаги, чтобы доказать эффективность стабильного лидерства, осталось только правильно ими воспользоваться.