На посту премьера Медведеву будет проще реализовать свои президентские инициативы
2 мая 2012 года

Президенту РФ Дмитрию Медведеву, который, как предполагается, скоро займет пост премьер-министра, будет проще реализовывать инициативы, которые были выдвинуты им в качестве главы государства, считает эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.

Ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович в интервью выразил мнение, что у Медведева, в случае утверждения его премьером, будет больше оперативных рычагов для контроля за исполнением поручений, которые он дал, будучи главой государства. Дворкович также высказал идею, что новых управленцев-чиновников нужно искать в бизнесе и регионах. При этом, по мнению помощника президента, "человеку из бизнеса лучше сначала становиться, например, заместителем министра и потом вырастать до министра".

Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что Медведеву на посту премьера будет проще реализовывать политические инициативы, которые были заявлены им на должности президента.

"Другое дело, что полно вопросов будут согласовываться, в том числе и с избранным президентом. Поэтому маневров будет больше, но насколько, например, Медведев сможет полностью расходовать бюджет, вопрос открытый. Поэтому возможности увеличатся, но все равно согласовывать этот подход придется", - сказал Абзалов .

Глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов отмечает, что рычагов оперативного воздействия у премьер-министра в России больше, чем у президента.

"Количество рычагов оперативного управления, диапазон возможностей для контроля в исполнении принятых решений у исполнительной власти шире, потому что президент стоит над разделением властей", - сказал Ремизов .

При этом он отметил, что премьер-министр может быть "политически самостоятельной фигурой, а может быть политически полностью зависимым от президента".

По мнению Ремизова, в ближайшее время наступит период настройки системы власти, и некоторые из инициатив Медведева могут быть отложены в долгий ящик, а какие-то, наоборот, форсированы.

"Сейчас новый баланс сил во власти, и на принятие и реализацию каких-то решений этот баланс может повлиять... Это не будет способствовать ускоренному выполнению некоторых решений, принятых раньше", - добавил эксперт.

Политолог Павел Святенков не согласен со своими коллегами и считает, что оперативных ежедневных рычагов для контроля за исполнением поручений у Медведева будет все же меньше.

"Президент, согласно российской Конституции, обладает весьма широким набором полномочий, в том числе, правом смещать с должности практически любых чиновников, в том числе высокопоставленных, а председатель правительства такой возможности лишен, и, следовательно, является менее сильной фигурой в российской политической системе", - сказал Святенков .

По его мнению, это было не так заметно, когда должность председателя правительства занимал Владимир Путин, в связи с его личным весом и авторитетом. А Медведеву, по словам политолога, "этот аппаратный вес и авторитет еще предстоит нарабатывать".

Святенков напомнил о конфликте между президентом и министром финансов Алексеем Кудриным, который привел к отставке главы Минфина, "несмотря на то, что Кудрин обладал весьма значительным авторитетом в российских политических элитах и экономических".

КАДРЫ ИЗ БИЗНЕСА И РЕГИОНОВ

Ремизов согласен с мнением Дворковича и о том что, люди с бизнес-опытом и представители региональных элит в рамках нынешней системы могут быть источником кадров для исполнительной власти. Однако приход в правительство представителей бизнеса и регионов автоматически не будет означать, что кабмин будет работать эффективнее.

"Автоматически, конечно, это не будет означать большую эффективность работы правительства. Но в целом это может означать большую гибкость системы власти в стране... На мой взгляд, крайне важно, чтобы представители региональных элит участвовали в федеральной исполнительной власти, чтобы происходила не только вертикальная, но и горизонтальная циркуляция кадров по стране, потому что это условие единого государства по большому счету", - отмечает Ремизов.

Абзалов также считает разумным предложение помощника президента.

"Это достаточное положительное решение. И на уровне субъектов Федерации оно достаточно эффективно себя зарекомендовало. Например, Москва, когда пришел Собянин, он десантировал свою когорту молодых предпринимателей. Это было достаточно эффективным именно на этом этапе", - отметил политолог.

При этом он пояснил, что существует два разных подхода в подборе кандидатов на посты министров.

"Первый предполагает, что специализация как таковая позволяет лучше ориентировать в отрасли. С другой стороны, отраслевой характер приводит к очень серьезной клановости. Если человек вышел из этой отрасли он уже оброс всеми связями и эффективно управлять и абстрагироваться ему крайне сложно. Вторая позиция предполагает, что хороший управленец может управлять чем угодно... Но очевидный недостаток в отсутствии опыта управления в этой сферой", - сказал Абзалов.

По его словам, баланс этих двух подходов может породить эффективный кабинет министров.

В свою очередь Святенков отмечает, что привлечение новых управленцев из бизнес-среды вряд ли может способствовать улучшению инвестиционного климата в России.

По его словам, "инвестиционный климат определяется не тем, находятся ли на государственных постах бизнесмены, а правилами игры, их ясностью, прозрачностью и строгостью соблюдения".

Дмитрий Медведев 7 мая покидает пост президента, который он занимал с 2008 года. Избранный глава государства Владимир Путин намерен внести кандидатуру Медведева на пост премьера. Планируется, что Госдума рассмотрит этот вопрос уже 8 мая. Представители фракции единороссов, имеющих большинство в нижней палате парламента, уже заявили, что поддержат кандидатуру Медведева.