МИД Приднестровья полагает нецелесообразным принятие закона о переговорах с Молдавией
16 мая 2012 года

МИД Приднестровья полагает нецелесообразным принятие закона "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова", который в среду был отозван из Верховного Совета президентом непризнанной республики Евгением Шевчуком.

Проект закона "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова" еще при прежнем лидере непризнанной республики Игоре Смирнове был направлен на рассмотрение Верховного Совета 1 июля 2011 года с целью установления правовых, организационных, политических и иных основ ведения переговорного процесса с Молдавией.

В ноябре того же года законопроект был принят в первом чтении. В ближайшее время в парламенте предполагалось его второе чтение.

"Изменения, которые произошли с конца 2011 года в переговорном процессе и в государствах-участниках урегулирования молдо-приднестровских отношений делают нецелесообразным принятие данного законопроекта в настоящее время", - говорится в комментарии МИД, размещенном на сайте ведомства.

В комментарии уточняется, что в декабре 2011 года были официализированы консультации в формате "Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию" (формат "5+2"). В ходе Дублинского и Венского раунда консультаций был согласован документ, определяющий принципы и процедуры ведения переговоров. Кроме того, была запущена работа экспертов по разрешению ряда социально-экономических проблем, существующих в отношениях Молдавии и Приднестровья.

"В случае же принятия данного законопроекта сейчас, возможности президента ПМР, политического представителя Приднестровья в переговорном процессе и участников экспертных групп в достижении выгодных Приднестровью договоренностей с Молдовой будут резко ограничены, что не отвечает интересам народа Приднестровья", - отмечается в комментарии.

МИД считает, что принятие такого закона могло быть расценено участниками "Постоянного совещания" как выдвижение Приднестровьем предварительных условий и как односторонний шаг, что, в свою очередь, не будет способствовать укреплению позиций приднестровской стороны на переговорах.

Вместо упомянутого законопроекта МИД полагает необходимым разработку новой Концепция внешней политики Приднестровья, поскольку прежняя была утверждена 26 мая 2005 года и в ней не учитываются результаты всенародного референдума 17 сентября 2006 года, а также те изменения, которые произошли на пространстве СНГ.

"В этой связи Министерство иностранных дел ПМР заявляет, что внешнеполитическим ведомством республики во исполнение поручения президента готовится новая редакции Концепции внешней политики Приднестровья, в которой будет закреплен курс государства на интеграцию с Россией с учетом современных реалий, а также дополнительно детализированы те аспекты переговорного процесса", - подчеркивается в комментарии.

Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР. Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.

Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В марте 1992 года в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами и Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией, со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.

Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает - она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.

В переговорах по приднестровскому урегулированию участвуют Молдавия и Приднестровье - как стороны конфликта, РФ, Украина и ОБСЕ - как посредники, Евросоюз и США - как наблюдатели.