Кристиан Мунджу показал в Канне фильм о любви и религии, чтобы заставить людей думать
19 мая 2012 года
Румынский режиссер Кристиан Мунджу (Cristian Mungiu), получивший в 2007 году каннскую "Золотую пальмовую ветвь" за "4 месяца, 3 недели и 2 дня" и участвующий в конкурсе этого года с фильмом "За холмами" (Dupa Delauri), спродюсированном при участии четырехкратных каннских лауретов братьев Дарденн, попросил журналистов в субботу, чтобы две его картины ни в коем случае не сравнивали.
"После успешного фильма самое главное - решить, чего ты хочешь. Снять снова то же самое или найти другую историю? Я решил найти другую историю, и я очень прошу всех, кто будет смотреть фильм или писать о нем, не сравнивать одну картину с другой", - сказал Мунджу.
Действие "За холмами" происходит не в коммунистический период, как в предыдущем фильме, а в наши дни. Главные героини вместе выросли в детском доме, но потом Алина (Кристина Флютур, Cristina Flutur) уехала на заработки в Германию, а Войкица (Космина Стратан, Cosmina Stratan) решила уйти в монастырь. Спустя несколько лет Алина возвращается на родину, потому что понимает, что не может жить без подруги.
"Это история о любви, о разных видах любви, и о том, на что люди готовы пойти во имя любви. О том, что можно, любя, забыть себя, но невозможно забыть того, кто тебя любит. О том, как каждый человек решает для себя, что правильнее - предпринять что-то и совершить ошибку, или ничего не предпринимать, опасаясь ошибиться. Впрочем, лучше не объяснять словами: любой фильм больше своего синопсиса", - объяснил режиссер.
"Я принципиально старался никак не показывать свою собственную точку зрения. Справедливости ради обо всех персонажах нужно сообщить достаточно, чтобы зритель был в состоянии понять их мотивы. В картине есть жертва, но нет виноватых - тем более, что люди, которые по-настоящему определили судьбу девочек, которые воспитывали их с двухлетнего возраста, в фильме не присутствуют. Ведь это не только история о двух конкретных персонажах - это история о румынском обществе, о том, какие решения в нем принимаются, о том, в каких отношениях находятся рациональный и физический мир" - продолжил он.
Мунджу утверждает, что в принципе старается ничего не навязывать зрителю - в частности, избегает при помощи монтажа выделять одни вещи за счет других. "Я снимаю длинными планами. В моих фильмах, как в театре, все происходит у зрителя на глазах, и он сам уже выбирает, что из происходящего важно. На мой взгляд, это проявление уважения". Оператор Олег Муту (Oleg Mutu), с которым режиссер работает со студенческих времен, облегчает задачу - по признанию Мунджу, "мы так давно друга знаем, что понимаем все без слов".
С актерами, как призналась Кристина Флютур, режиссер также немногословен.
Сыгравшая Войкицу Космина Стратан рассказала, что когда она в первый раз прочла сценарий, Алина понравилась ей куда больше, чем ее будущая героиня - "она такая свободолюбивая, такая сильная, такая решительная", - но после нескольких подробных бесед с Мунджу она начала понимать Войкицу и постепенно прониклась собственным персонажем.
"Фильм рассказан глазами Войкицы, она присутствует почти в каждом кадре. Я выкинул из сценария все эпизоды, которых она увидеть не могла", - прокомментировал автор "За холмами".
Он объяснил, что фильм отталкивается от истории, реально случившейся в одном из румынских монастырей и обошедшей в итоге все газеты мира. По следам этой истории работавшая тогда на "Би-би-си" румынская журналистка Татьяна Никулеску (Tatiana Niculescu) написала книгу "Смертельная исповедь", где пыталась разобраться в деталях и причинах произошедшего. Но фильм был задуман так, чтобы ничто не напоминало о реальной истории - ни главные героини, ни настоятель, которого играет живущий в Ирландии румынский актер Валериу Андриута, не похожи на реальных персонажей газетной хроники.
"Книга была написана о том, что произошло, а не о том, кто что понял по итогам этих событий. Тем более что в реальной жизни никто не понял ничего. А в фильме по крайней мере меняется мировосприятие Войкицы", - комментирует Мунджу.
"Это фильм скорее о суевериях, чем о религии. О том, стоит ли понимать заповеди буквально и следовать букве христианства, а не его духу", - продолжает режиссер.
Актриса Дана Тапалага (Dana Tapalaga), сыгравшая настоятельницу монастыря, признавалась, что сама очень религиозна, а фильм во многом шел вразрез с ее убеждениями.
"Надеюсь, меня все-таки пустят в церковь после того, как в Румынии покажут картину", - сказала она.
В ответ Мунджу заявил: "Я очень хочу, чтобы люди - и верующие люди в том числе - посмотрели "За холмами" и составили себе мнение о нем сами, а не по газетным статьям. Я не хочу, чтобы фильм нравился - мне нужно, чтобы он бросал вызов и заставлял людей думать. Надеюсь, в Румынии его будут обсуждать".
Режиссер также признался, что проблемы, стоящие перед румынским кинематографом, не имеют отношения к экономическому кризису и сокращению финансирования, хотя в этот раз ему впервые пришлось, вопреки своей воле, прибегнуть к копродукции, при которой "внезапно вокруг образовывается масса людей, и каждый считает долгом высказать свое мнение".
"Кино, которое здесь, во Франции, ценят как радикальное, новаторское и чистое, у нас дома непопулярно. В Румынии все смотрят один американский мейнстрим. Его показывают детям с четырех лет, и совершеннолетия они достигают, так и не узнав, что кино - это не обязательно развлечение. Интересные европейские фильмы, даже если какие-то героические прокатчики их показывают, почти никто не смотрит", - признал Мунджу.