Идея главы Минобрнауки о сокращении числа студентов-бюджетников не является новой - ректоры
22 мая 2012 года
Ректоры российских университетов не видят ничего революционного в предложении нового министра образования и науки Дмитрия Ливанова по сокращению числа бюджетных мест в вузах. Они уверены, что увеличение государственного финансирования в пересчете на одного студента позволит добиться повышения зарплат преподавателям, а также повысить уровень знаний выпускников отечественных вузов.
Ранее глава Минобрнауки Ливанов заявил, что в России необходимо сокращать не число вузов, а число студентов, которые обучаются за государственный счет. По словам министра, число студентов-бюджетников можно было бы сократить в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест - с 60 до 200-250 тысяч рублей. Он отметил, что, например, в настоящее время стране "надо не так уж и много" инженеров, при этом мест в вузах в три раза больше, чем было раньше.
По мнению ректора Московского государственного гуманитарного университета (МГГУ) имени Шолохова Владимира Нечаева, заявленное президентом Владимиром Путиным увеличение заработной платы преподавателям высшей школы можно осуществить как раз за счет увеличения финансирования в пересчете на студента.
"Сегодняшний уровень финансирования высшей школы явно недостаточен для обеспечения вузовской системы высокопрофессиональными преподавателями и исследователями. При финансировании 60 тысяч рублей, которое сейчас запланировано, на преподавателя в среднем заложена зарплата 16-17 тысяч рублей. Поэтому, если мы хотим увеличить зарплаты в высшей школе, мы должны увеличивать финансирование", - сообщил Нечаев .
С ним согласен и ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Михаил Стриханов.
"Я думаю, что тенденция правильная, и высказывание давно назревшее. То, что бюджетную обеспеченность одного места для студентов нужно увеличивать - это совершенно очевидно на 100%", - подчеркнул Стриханов.
По словам ректора Российского химико-технологического университета имени Менделеева (РХТУ) Владимира Колесникова, предложение нового министра образования и науки не является революционным.
"Эта идея уже давно обсуждается. Количество бюджетных мест во многих вузах - это уже треть от реального приема, поэтому революции тут нет. Это справедливо, и надо просто давать бюджетные места по тем направлениям, которые являются профильными для университетов", - сказал он .
Колесников также отметил, что в РХТУ, например, студенты, которые хотят получить экономическое образование, уже давно обучаются на коммерческой основе, потому что бюджетных мест очень мало.
При этом ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Василий Жуков считает, что при принятии решения о сокращении количества студентов, которые учатся за счет государства, нужно учитывать, что число вузов за последние годы выросло, а студентов - снизилось.
"Нужно учитывать, что количество студентов по сравнению с 80-ми годами сократилось как минимум вдвое, а количество высших учебных заведений - в два с лишним раза выросло. Проблема стоит, и решать эту проблему нужно. И решать ее можно административно-бюрократическим путем, а можно - демократическим, исходя из оценки того, что связано с качеством научно-педагогической деятельности, со специальностями и степенью их необходимости для страны и так далее", - сказал он .
В свою очередь, Нечаев также уверен, что с сокращением бюджетных студентов у не очень сильных вузов могут возникнуть проблемы.
"Но мы должны делать акцент на качестве образования. Мы должны понимать, как мы относимся к образованию - как к инвестиции в человека или как к социальному пособию. Если мы хотим, чтобы у нас были высококвалифицированные специалисты, может их будет меньше, но они будут серьезного уровня, то тогда нужно увеличивать финансирование обучения одного студента", - подчеркнул он.
До назначения Ливанова в течение восьми лет министерство возглавлял Андрей Фурсенко. С его именем связывают введение ЕГЭ, новых образовательных стандартов, нормативно-подушевого финансирования. Реже - создание национальных исследовательских университетов, выделение мега-грантов для ведущих ученых, расширение конкурсных процедур в научной сфере.