: Главные достижения Медведева-модернизация и борьба с кризисом, считает Дворкович
2 мая 2012 года

Главными экономическими итогами правления президента России Дмитрия Медведева можно считать начало процесса модернизации, которая впоследствии получила продолжение в виде политической либерализации, и удачное прохождение Россией острой фазы экономического кризиса 2008-2009 годов, заявил помощник президента по экономическим вопросам Аркадий Дворкович в интервью .

Медведев в мае заканчивает свой четырехлетний президентский срок, его преемником становится его предшественник Владимир Путин. В соответствии с объявленными ранее планами Медведев должен занять пост премьер-министра, если на этом посту его утвердит Госдума, и сформировать новое правительство.

"Я думаю, что по итогам президентства в любом случае все запомнят модернизацию - как начало этой работы, как основной лозунг этого президентства в экономической части. Причем, несмотря на то, что она была заявлена именно как экономическая модернизация, постепенно она стала более широкой", - сказал Дворкович.

"А более приземленная вещь - это преодоление кризиса. Все в мире говорят, что Россия неплохо преодолела кризис. Я сейчас не говорю, что нужно за это благодарить исключительно одного человека или другого. Это командная работа была, это понятно. Но, тем не менее, Россия хорошо прошла этот кризис, могло быть гораздо хуже", - считает он.

ПЛАНЫ НА ЧЕТЫРЕХЛЕТКУ ПОДРЕЗАЛА ВОЙНА В ОСЕТИИ И КРИЗИС

По словам Дворковича, который все четыре года был главным экономическим советником Медведева, пришедшая в Кремль команда имела четкие цели, которые были сформулированы сначала Путиным в последние месяцы его президентства в виде "программы 2020", или "плана Путина", и речи Медведева на Красноярском экономическом форуме, запомнившейся фразой "свобода лучше, чем несвобода".

Дворкович сообщил, что президент и правительство подготовили целый набор целевых показателей, достижение которых свидетельствовало бы об успешности экономической политики.

Однако многие планы и достижение целевых показателей, по словам Дворковича, было прервано двумя событиями, произошедшими через три месяца после начала президентского срока Медведева: военным конфликтом с Грузией в Южной Осетии и обострением экономического кризиса в мире.

Осетинская операция привела к тому, что, по словам Дворковича, на несколько последующих месяцев президент главным образом концентрировался на урегулировании этого конфликта и создании условий для нормального развития Южной Осетии и Абхазии, независимость которых Россия признала вскоре после военного конфликта с Грузией. Кроме того, конфликт с Грузией выявил ряд системных проблем в российской армии, и их анализ привел к тому, что военная реформа, переход к профессиональной армии и масштабное перевооружение войск стали главным политическим приоритетом Медведева во время его президентства.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

По словам Дворковича, во время острой фазы экономического кризиса Медведев на еженедельной основе следил за преодолением кризиса и раз в две недели собирал экономические совещания, итогом которых становились специальные антикризисные поручения.

"Конечно, главной заботой в это время была военно-политическая работа и все, что связано с Южной Осетией. Но постепенно, месяц за месяцем, он начинал заниматься и экономической стратегией, и всем, что связано с кризисом. В постоянном режиме он слушал доклады тех, кто занимается отдельными сферами, и при необходимости принимал решения. Самый большой набор поручений был издан президентом по итогам совещания примерно в октябре 2008 года. На основе этого набора поручений потом несколько месяцев шла конкретная работа", - сказал Дворкович.

Во время кризиса многие экономисты критиковали правительство за увлечение "ручным управлением" экономики и поддержку неэффективных предприятий. Дворкович, который хотя и признает ущербность такого подхода, считает, что в период кризиса иного способа справляться с нетривиальными проблемами нет.

По его мнению, многие страны исповедовали подобные способы выхода из кризиса, включая поддержку оказавшихся в сложном положении предприятий.

"Если посмотреть даже на опыт крупнейших экономик, то что, к примеру, сделали США? Поддержали GM, флагман американской экономики. Что это, системная мера? Конечно, несистемная. Это делали все другие страны, где-то больше, где-то меньше, - сказал Дворкович. - Но мы это делали аккуратно, спокойно, и я думаю, что слишком больших издержек не понесли".

"Хотя издержки есть, конечно. Мы до сих пор не вышли из некоторых сложных ситуаций. До сих пор государственные банки, структуры остаются акционерами проблемных активов. ВТБ - в строительных, Сбербанк - в строительных и торговых. ВЭБ - в банковских активах", - добавил помощник президента.

По его словам, в это время безусловным приоритетом деятельности президента и кабинета по преодолению кризиса было смягчение социальных последствий и недопущение массовой остановки предприятий.

"Здесь также мы исходили прежде всего из необходимости поддержания социальной стабильности. Нам важно было, чтобы не было полной остановки производства, чтобы хотя бы в уменьшенном, сжатом режиме, но они продолжали работать", - сказал помощник президента.

"Мы считали, и оказались правы в итоге, что кризис не будет слишком долгим. Его первая волна должна была закончиться через несколько месяцев, нужно это время просто выждать. Зачем допускать коллапс в экономике, как это было в 90-е годы, когда не было никакого мирового кризиса. Зачем повторять те же самые ошибки?" - считает Дворкович.

Как сообщил помощник президента, по итогам кризиса властям пришлось скорректировать некоторые экономические планы в сторону их большей радикализации.

"Но кризис показал, что экономика не просто нуждается в этом, что это нужно срочно делать, делать сейчас, немедленно. И именно с учетом этих выводов президент написал свою статью "Россия, вперед!", и она стала идеологической базой для дальнейших действий. Именно кризис подтолкнул к этим, более радикальным мерам", - сказал Дворкович.

НЕЗАТРАТНЫЕ, НО ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ

По мнению помощника президента, Медведеву можно гордиться и другими действиями.

"За четыре года впервые за тысячелетнюю историю России мы создали нормальное антикоррупционное законодательство. Теперь оно есть, и на основе его можно работать и реально бороться с коррупцией", - считает Дворкович.

По его мнению, в заслугу президенту можно поставить и гуманизацию уголовного законодательства по отношению к экономическим преступлениям: "Это очень важно, и это привело к тому, что сегодня в тюрьмах сегодня гораздо меньше людей, осужденных за экономические преступления, и это хорошо. Значит, у нас просто лучше атмосфера в обществе".

По его мнению, инициатива Медведева по строительству в России полноценного международного финансового центра, не являясь затратной для бюджета, приведет к реальному притоку инвестиций и улучшению инвестиционного климата.

"Дальше - Сколково и все инновационные программы, которые сейчас действуют. Это также совсем небольшие затраты из бюджета, очень умеренные. Тем не менее, уже сотни компаний по всей стране, для которых Сколково играет роль инновационного зонтика, работают, исследуют, изобретают. И есть шанс, что этот проект будет успешным", - сказал Дворкович.

ЧИНОВНИКИ БОЯТСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЖДУТ ПРЯМЫХ УКАЗАНИЙ

Признав, что многое из заявленного президентом не было сделано, Дворкович в качестве одной из причин этого назвал нежелание многих чиновников принимать решение и брать на себя ответственность за реализацию этих решений.

"Мне кажется, что в целом еще не сменилась полностью система координат тех, кто возглавляет отдельные направления работы. Это опять же отчасти связано с кризисом, но если говорить более серьезно, просто не пришло еще поколение новых управленцев, которые имеют другие ориентиры, другие приоритеты", - считает Дворкович.

По его словам, у каждого руководителя органов власти свои представления о власти, о жизни и о приоритетах работы.

"Да, есть общие решения, но их реализация наталкивается на то, что понимание этих решений по поводу того, что важнее, а что менее важно, разное. Везде, во всех сферах", - говорит помощник президента.

"Все не так просто, и всегда есть нюансы, а это очень сильно замедляет работу", - считает он.

Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru.