Минобрнауки для решения вопроса ESO ждет от РАН программы развития астрономии
16 апреля 2012 года
Минобрнауки РФ поддерживает предложение российских астрономов о вступлении России в Европейскую южную обсерваторию (ESO), однако для принятия такого решения Академия наук должна разработать комплексную программу развития астрономии, в которой будет доказана необходимость этого шага, сказал директор Департамента международной интеграции министерства Игорь Проценко.
"Вопрос о вступлении в ESO обсуждался достаточно долго, он прорабатывался рабочими группами, созданными Минобрнауки, Минфином, РАН. Мы поддерживаем это решение, проект хороший, но необходимо выяснить, насколько такое вступление соответствует научным приоритетам РАН и России в целом. Вопрос вряд ли может быть решен без обсуждения финансовых параметров всей отрасли (астрономической)", - сказал Проценко.
"Мы предполагали, и правительство поддержало это мнение, что должна быть принята комплексная программа развития астрономии в РФ, которая как раз и скажет, какие приоритеты есть. Если одним из них будет вступление в ESO, то тогда можно будет говорить о выделении средств. Однако пока такая программа не подготовлена РАН", - добавил чиновник, комментируя высказывания президента РАН Юрия Осипова, заявившего ранее, что решение о вступлении в обсерваторию тормозится в министерстве.
Европейская южная обсерватория, которой в этом году исполняется 50 лет - межправительственная организация, в которую входят 15 стран. В конце декабря 2010 года к ней присоединилась первая неевропейская страна - Бразилия. ESO располагает одними из самых мощных на сегодня наземными астрономическими инструментами, в частности, четырьмя телескопами-рефлекторами с главными зеркалами диаметром более восьми метров. Кроме того, эти телескопы находятся в районе с наилучшими условиями для наблюдений - в горах Чили.
Вступительный взнос в ESO составляет около 100 миллионов евро, однако он выплачивается в течение 10 лет. Российские астрономы неоднократно заявляли, что присоединение к ESO является единственной возможностью преодолеть полувековое отставание от западной науки, поскольку создание сопоставимых по масштабу отечественных телескопов потребует миллиардов долларов и десятков лет работы. В конце апреля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о возможности вступления России в ESO, а в июне 2011 года премьер Владимир Путин поручил профильным ведомствам начать переговоры об этом.
Проценко напомнил, что в соответствии с этими поручениями была создана рабочая группа с участием представителей РАН и Минобрнауки, которая в августе 2011 года пришла к выводу, что оценить экономическую эффективность присоединения к ESO нельзя без создания комплексной программы развития астрономии в России.
"Соответствующие доклады в правительство направлялись, и правительство согласилось с тем, что надо понимать, где наши приоритеты, и где наш выигрыш"
По его словам, отделение физических наук РАН осенью 2011 года представило в Минобрнауки концепцию развития астрономии, но этот документ не содержит никаких показателей, по которым можно было бы судить о научно-исследовательской эффективности решения о вступлении в ESO.
Проценко пояснил, что программа, которую ведомство ожидает от РАН, должна содержать оценку текущего положения, показатели эффективности развития астрономической науки, сроки, к которым предполагается достичь тех или иных результатов, основные приоритеты и направления развития.
"В зависимости от этого должна строиться структура: в каких проектах мы должны участвовать, из каких проектов мы должны уходить - если это необходимо. Бюджет не резиновый, на все денег не хватит. В соответствии с приоритетами будут перераспределены финансовые ресурсы, и если одним из этих приоритетов действительно окажется ЕСО, то можно будет рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании", - сказал чиновник.
Когда программа будет подготовлена РАН, будет вновь собрана рабочая группа, которая начнет готовить проект постановления правительства РФ о начале переговоров о вступлении в ESO. Для этого, отметил Проценко, необходимо будет подготовить финансово-экономическое обоснование.
"Сделать сейчас его просто невозможно, потому что мы не знаем, каковы приоритеты, чего мы хотим добиться, к какому сроку, как это реализовать, в каком это будет виде. Все это нужно не столько нам, сколько Минфину", - сказал чиновник.