Новые лица в политике: Прохоров уже мог получить больше, у Навального лишь перспективы
14 марта 2012 года

Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, являвшийся соавтором нашумевшего доклада об угрозе политического кризиса в РФ, считает, что протестное движение в России в нынешнем "митинговом" формате себя исчерпало, а появившиеся в политике новые лица столкнутся с серьезными вызовами, главный из которых - недоверие со стороны потенциального электората.

Перспективы новой партии миллиардера Михаила Прохорова довольно туманны, а единственным эффективным публичным политиком на правом фланге можно признать лишь Алексея Навального, но и его политическая карьера - в лучшем случае дело будущего, заявил эксперт в интервью .

"Протестное движение в нынешнем формате себя, безусловно, исчерпало, потому что преследовало краткосрочные цели, связанные с проведением выборов. Чтобы продолжить оставаться фактором влияния, способствующим глубоким политическим, институциональным изменениям в стране, это движение должно себя переформатировать", - говорит Дмитриев.

По его словам, цели, выдвигаемые оппозицией, должны стать "более конструктивными и содержательными", связанными с изменением институтов власти и государственного управления.

"Например, с укреплением независимой судебной системы, изменением политических процедур, демократизацией власти на местном и региональном уровне. Существует огромная повестка, которую необходимо реализовывать", - отмечает эксперт.

Дмитриев при этом затруднился ответить, насколько реально будет для оппозиции перестроиться.

"Главной проблемой и препятствием на сегодня является неготовность и нежелание участвовать в более-менее организованных системных формах политической деятельности", - сказал он.

Несмотря на то, что в России сейчас идет возрождение среднего класса, партии, которая бы реально отражала его интересы, в стране пока нет, и сложно сказать, появится ли она в обозримом будущем, констатирует Дмитриев.

"Протестующие не готовы заниматься вопросами делегирования представителей, которые бы отстаивали их интересы, в федеральные законодательные органы. Пока максимум, на что можно подтолкнуть участников протестного движения, это сетевые форматы типа Лиги избирателей, которая, однако, не занимается обеспечением организованного политического представительства среднего класса, а всего лишь следит за честностью выборов. Но какой смысл следить за честностью выборов, если нет возможности выдвинуть своих представителей на выборах?" - говорит собеседник агентства.

Массовые акции протеста в России начались после парламентских выборов 4 декабря, сопровождавшихся многочисленными сообщениями о нарушениях при голосовании и подсчете голосов. Митинг "За честные выборы" в Москве, прошедший на Болотной площади 4 февраля, стал самым массовым, хотя и не дотянул до заявленных оргкомитетом 50 тысяч человек. Однако уже 5 марта число участников согласованной акции оппозиции на Пушкинской площади, по данным ГУМВД, составило около 14 тысяч. А митинг 10 марта на Новом Арбате на своем пике, в 14.00, собрал, по оценкам столичной милиции, еще меньше - около 10 тысяч человек.

ПОДДЕРЖКА ПРОХОРОВА

По мнению президента Центра стратегических разработок, отсутствие на практике явных лидеров оппозиции во многом связано с сетевой природой нынешнего протестного движения и высокой степенью недоверия этого движения к любым профессиональным лидерам.

"Оно не любит формального лидерства, не любит делегирования полномочий и формализации какой-либо политической активности", - утверждает Дмитриев.

Этим же обусловлены и неясные перспективы партии, которую создает на правом фланге Михаил Прохоров.

Прохоров ранее заявлял, что его партия будет базироваться "на гражданской активности свободных, независимых людей" и будет построена "по неполитическому принципу": миллиардер надеется объединить в ней представителей гражданского общества с разными политическими взглядами.

"Никто не знает, сможет ли протестная часть городского населения с доверием отнестись к любой организованной партийной работе. По всем социологическим данным, отношение к партиям в этой среде сейчас очень негативное, и удастся ли Прохорову переломить эти настроения и повести за собой людей, пока не известно", - отмечает Дмитриев.

Успех самого Прохорова на выборах 4 марта эксперт связывает с тем, что в России "возник массовый слой людей, которые предъявляют спрос на более прорыночную и правую повестку экономических и политических изменений".

В то же время, по мнению Дмитриева, если бы бизнесмен и политик занимал более последовательную позицию с самого начала, "не маневрировал и не занимался левым популизмом", то он мог бы получить еще более внушительную поддержку избирателей. По данным Центра стратегических разработок, это может быть гораздо более 10% населения.

ПОТЕНЦИАЛ НАВАЛЬНОГО

Говоря о перспективах блогера Алексея Навального, Дмитриев отмечает, что у него есть "огромный потенциал" для будущих успехов.

"Но это потенциал достаточно отдаленного будущего, и речь не идет о том, чтобы в ближайшие полгода или год-два фигура Навального стала доминирующей на этом фланге", - замечает он.

У Навального также могут появиться серьезные конкуренты, и в этом плане его политическое будущее достаточно неопределенно, добавляет политолог.

По мнению Дмитриева, есть объективные причины, которые препятствуют сейчас объединению оппозиции вокруг какой-либо одной яркой личности.

"Прежде всего, роль публичной политики в плане выдвижения национального лидера в России по-прежнему ограничена. И механизм выборов президента организован иначе - роль публичных качеств политика в нем не является критической", - считает эксперт.

Изменится ли эта ситуация к следующим президентским выборам, пока вопрос риторический.

Кроме того, препятствием для реализации политических амбиций Навального, как и в случае с Прохоровым и любой другой перспективной фигурой на правом фланге, может стать серьезное недоверие этого электората к любым политическим лидерам и созданным ими партиям, говорит Дмитриев.

Полный текст интервью читайте на сайте www.ria.ru.