Ветку к порту Приморск надо строить за счет 7,5 млрд руб госсредств, выделенных РЖД - МЭР
20 февраля 2012 года

Минэкономразвития РФ (МЭР) считает необходимым вести строительство железнодорожной ветки к порту Приморск за счет средств федерального бюджета в размере 7,5 миллиарда рублей, выделенных на это в 2012 году, следует из письма замглавы ведомства Станислава Воскресенского.

Президент РЖД Владимир Якунин обратился в правительство с просьбой перераспределить госсредства в сумме 7,5 миллиарда рублей, выделенные в 2012 году на строительство вторых ж/д путей и электрификацию участка Выборг-Попово-Ермилово, на развитие инфраструктуры в порту Усть-Луга - электрофикацикацию участка Гатчина-Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная.

В свою очередь, НМТП, владеющий портом Приморск, заявляет, что РЖД "снова отыскивает надуманные поводы для переноса сроков по вводу в действие железнодорожной инфраструктуры в направлении порта Приморск".

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

"Электрификацию участка Гатчина-Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная (надо производить - ред.) - за счет части выделенных ОАО "РЖД" в 2011 году на модернизацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования средств федерального бюджета в сумме 17,7 миллиарда рублей", - пишет Воскресенский.

Замминистра отмечает, что, по оценкам ООО "Приморский торговый порт", потенциальная грузовая база порта Приморск составляет около 31 миллиона тонн в год. Суммарная выручка РЖД от провоза такого объема грузов в направлении порта Приморск составит около 65 миллиардов рублей в год, из которых около 7 миллиардов рублей в год - доход от прироста объемов перевозок вследствие появления новых портовых мощностей.

"Получаемые дополнительные доходы могут быть направлены компанией на финансирование более длительных инвестиционных проектов, в том числе на развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к порту Усть-Луга", - говорится в письме.

МИНФИН И МИНТРАНС: ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ

По мнению Минфина, электрификацию участка Гатчина-Лужская и строительство станции Лужская-Сортировочная необходимо осуществлять в рамках инвестпрограммы РЖД за счет собственных и заемных средств, в том числе с учетом доходов от продажи пакетов акций дочерних и зависимых обществ.

Минтранс, в свою очередь, считает, что РЖД должны электрифицировать участок Гатчина-Лужская и строить станцию Лужская-Сортировочная на принципах соглашений по развитию инфраструктуры, заключенных с предприятиями и ВЭБом, с учетом того, что проект по развитию инфраструктуры порта Усть-Луга является инвестиционно привлекательным.

По проекту Выборг-Приморск-Ермилово в инвестпрограмме РЖД на 2012 год предусмотрены 250 миллионов рублей на проведение проектных работ. Поэтому, пишет замминистра транспорта Андрей Недосеков, 7,5 миллиарда рублей из федерального бюджета не могут быть полностью освоены в этом году. Эти средства Минтранс считает возможным направить на другие проекты, по которым в 2012 году имеется дефицит финансирования.

Однако, поясняет замминистра, это можно сделать при условии, что РЖД включат проект Выборг-Приморск-Ермилово в инвестпрограмму 2013 года за счет собственных средств или зарезервируют эти деньги для последующего направления на этот проект в следующем году.

НМТП БЕЗ ДОРОГИ

НМТП, в свою очередь, считает, что действия РЖД по ограничению развития порта Приморск "лежат за пределами экономической логики или государственных интересов по развитию внешнеторговой деятельности".

В сообщении НМТП отмечается, что РЖД уже шесть лет оказывают противодействие реализации проекта расширения и развития железнодорожной составляющей порта Приморск. "Так, крупнейший нефтеналивной порт России работает без железнодорожной инфраструктуры, хотя от ближайшей узловой станции его отделяет не более 1,5 километра", - указывает НМТП.

Завершение работ, на которых настаивает НМТП, по его информации, могло бы принести в бюджеты разных уровней более четырех миллиардов рублей, и около 20 миллиардов рублей могли бы получить РЖД в виде тарифов.

НМТП утверждает, что в РЖД были представлены цифры подтвержденного объема перевозок нефтепродуктов в адрес станции Ермилово в объеме 19,94 миллиона тонн в 2012-2015 годах, рассчитанные на основе договоренностей с крупнейшими российскими нефтяными компаниями. В планах группы НМТП - расширение линейки грузов, идущих через порт Приморск, за счет привлечения контейнерных, генеральных и навалочных грузов, однако этим намерениям препятствует нерешенный вопрос с железной дорогой. При функционировании запроектированных железнодорожных подъездов к порту к 2015 году рост перевалки в Приморске, по расчетам НМТП, мог бы достигнуть 30 миллионов тонн год.

Представитель РЖД, со своей стороны, сообщил агентству "Прайм", что у Приморска нет подтвержденной грузовой базы, а у Усть-Луги есть.