РСТ обратился к главам ведомств за помощью в разрешении ситуации на туррынке
27 февраля 2012 года
Российский союз туриндустрии (РСТ) направил письмо главам Минспорттуризма, Федерального агентства воздушного транспорта и Федерального агентства по туризму с просьбой помочь в напряженной ситуации, сложившей на туристском рынке России и обусловленной практикой взаимоотношений авиакомпаний с туроператорами, работающими на массовых направлениях выездного туризма, сообщил вице-президент РСТ Юрий Барзыкин.
"В настоящее время по условиям сотрудничества в сфере организации чартерной и блокчартерной перевозки основные риски от совместной деятельности и финансовые потери ложатся на плечи турфирм. А в условиях, когда, по оценкам экспертов, не менее 40% туров на массовых направлениях продаются ниже себестоимости, это может спровоцировать дальнейшее снижение устойчивости туроператоров и вызвать очередные банкротства", - считает Барзыкин.
Также сообщается, что планирование сезонной перевозки начинается за 6-8 месяцев до начала программ, контракты с авиакомпанией подписываются за 2-3 месяца до старта сезона - и на 6-7 месяцев вперед. Но если за прошедшие до подписания контракта месяцы или в течение сезона становится очевидным, что спрос оказался меньше, чем предполагалось, туроператор не имеет права корректировать заказанные объемы - даже если ситуация спровоцирована внерыночными факторами, такими как стихийные бедствия, природные или техногенные катаклизмы, политическая нестабильность.
В качестве примера РСТ приводит примеры за 2010-2012 годы.
Так, в январе 2011 года, в период революционных событий в Египте, МИД России рекомендовал российским гражданам воздержаться от посещения этой страны, а Минспорттуризм и Ростуризм напомнили туроператорам об ответственности - вплоть до уголовной - за продажу туров, поскольку эта услуга может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя. Большинство туроператоров прекратили продажи туров и понесли значительные финансовые потери.
Но в то же время авиакомпании продолжали выполнять полетные программы в Шарм-эш-Шейх и Хургаду в полном объеме. Снимать рейсы они стали только после того, как получили прямое указание Минтранса России.
Точно также не сокращалась чартерная перевозка в Таиланд в 2010 году, во время политических беспорядков, и осенью 2011 года, во время наводнения в Бангкоке. Туроператоры были вынуждены снижать цены на выкупленные кресла, поэтому несли убытки как на проданных, так и на не реализованных местах. При том что на оба указанных периода действовали рекомендации МИД России воздержаться от поездок в столицу Таиланда.
Сейчас, по мнению РСТ, похожая ситуация складывается с Мальдивскими островами, где также происходят политические волнения.
МИД России рекомендовал не посещать столицу страны Мале, спрос упал, четырех еженедельных рейсов стало много, но ни "Аэрофлот", ни "Трансаэро" перевозку не сокращают. Финансовые потери - снова на стороне туроператоров.
По мнению Барзыкина, определяя заказываемое количество мест на каком-либо направлении, туроператор исходит из планируемого объема авиаперевозки в конкретную страну. Однако в течение сезона авиакомпания может на свое усмотрение добавить частоту на этом направлении, если у нее образовался свободный борт. И в этом случае авиакомпания рекомендует взять дополнительные места на новом рейсе, несмотря на то, что у туроператора возникают проблемы с реализацией даже ранее заказанных мест.
"Если авиакомпания ставит регулярный рейс на какое-либо новое туристическое направление, то большинство мест в самолете старается распределить между блочниками, оставляя для свободной продажи самый минимум. То есть риски, неизбежно возникающие при освоении нового направления, сразу ложатся на плечи туроператоров", - уточняет РСТ.
Также в письме РСТ объясняется, что в течение сезона спрос меняется, но авиакомпании не допускают сокращения или отказа от ранее заказанных блоков мест и чартерных рейсов. Сократить перевозку по собственной инициативе туроператор не может: все блоки оплачены, а в качестве обеспечения чартерной программы авиакомпания берет немалый депозит. Таким образом, туроператор попадает в замкнутый круг: продолжая программу, он теряет деньги на сгоревших местах, а отказываясь от нее, теряет свой депозит, размер которого на дальних направлениях может достигать 500 и более тысяч долларов, а в целом по сезону составляет 2-3 и более миллионов долларов.
Барзыкин напомнил, что эти проблемы обсуждались на совещании в феврале 2012 года в Минспорттуризме России, однако, подобная практика продолжается и в текущем сезоне.
"Аэрофлот" еженедельно выполняет 10 рейсов на Таиланд (Бангкок). Предложение на этом направлении значительно превышает спрос, но все попытки туроператоров договориться о снижении объемов перевозки хотя бы до 7 частот в неделю ни к чему не приводят. В результате продажи по Таиланду идут в минус, поскольку туроператоры вынуждены снижать цены и нести финансовые потери - 40-60 тысяч долларов в неделю при среднем объеме 200-300 кресел.
Аналогичная ситуация с Вьетнамом. С уходом компании "Ланта-тур вояж", основного туроператора направления, авиакомпания "Трансаэро" не стала сокращать объем и без того избыточной перевозки, а распределила "освободившиеся" блоки между другими игроками. Сейчас туроператоры на каждом выкупленном кресле теряют 100-300 долларов.
РСТ считает, что не все проблемы турбизнеса связаны только с авиаперевозкой, но именно партнерские взаимоотношения с авиакомпаниями и сбалансированные договорные обязательства помогут стабилизировать рынок.
Барзыкин уточнил, что Российский союз туриндустрии обратился к главам выше перечисленных ведомств за содействием в решении возникших проблем и организацией конструктивного переговорного процесса между турбизнесом и авиакомпаниями с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Речь, по его мнению, не идет о том, чтобы власти вмешивались в договорные отношения хозяйствующих субъектов, а о том, что необходимо рассмотреть вопрос об ответственности обеих сторон в случае возникновения непредвиденных и не зависящих от них обстоятельств по исполнению договорных обязательств по перевозке.
В этом случае, по мнению РСТ, рекомендации МИД России и других уполномоченных государственных органов должны в равной степени касаться и туроператоров, и авиаперевозчиков. И в случае изменения спроса заказчик должен иметь право на определенный период отказаться от своей квоты, причем как со штрафами, так и без них. Авиакомпания может рассчитать это в зависимости от периода сокращения программы и своих возможных потерь.
"Проблема приобрела значимый социальный и экономический характер, из-за банкротств туроператоров серьезные трудности возникают у тысяч российских граждан, которые не могут воспользоваться оплаченными услугами", - резюмировал Барзыкин.