Попытка смены власти в Сирии направлена на ослабление Ирана - эксперты
19 февраля 2012 года
Антисирийская политика и попытка смены власти в этой стране осуществляется с тем, чтобы ослабить соседний Иран, считают известные российские востоковеды.
Конференция ближневосточной секции Международного дискуссионного клуба "Валдай" на тему "Трансформация в арабском мире и интересы России", организованная , Институтом востоковедения РАН и Советом по внешней и оборонной политике, завершилась в Сочи.
Истинной целью государств, призывающих к уходу Башара Асада из власти, является попытка ослабить возрастающую роль Ирана в региональной политике, считает известный российский арабист Вениамин Попов.
"Главная цель - Иран, в конце концов, за Сирией стоит Иран, здесь вырисовывается шиитский полумесяц. Арабские страны идут за этим, потому что у них свое шиитское меньшинство есть, протестно настроенное, таким образом они хотят ослабления Ирана и их влияния на своих шиитов", - сказал Попов, возглавляющий Центр партнерства цивилизаций МГИМО.
По мнению эксперта, начало полномасштабной гражданской войны в Сирии может привести к межрелигиозному столкновению, которое в итоге выплеснется за рамки страны и затронет весь регион.
"Гражданская война в Сирии не отвечает ничьим интересам. Я думаю, все государства в конечном счете будут проигрывать от этого. Вот почему мы стремимся занять такую позицию. То, что мы применили право вето по Сирии, для них это в конечном счете облегчение, хотя они нас обличают, таким образом пытаясь возложить на нас вину за происходящее в этой стране, но ни США ни Франции сейчас война не нужна, на носу у них президенсткие выборы", - сказал Вениамин Попов.
Директор Института востоковедения Вячеслав Наумкин также считает, что главная причина попыток свержения сирийского правительства кроется в желании ряда западных стран и государств Персидского залива лишить Иран верного союзника.
"Мне кажется, основная причина того, что так шельмуют Сирию и с запада и с востока, это как раз то, что Сирия воспринимается как рука Ирана, как государство, на которое Иран опирается. Мне кажется, что путем ликвидации режима в Сирии, рассчитывают на то, чтобы ослабить влияние Ирана на том поле, где он сейчас действует: Ирак, Сирия, Ливан", - рассказал Наумкин.
По словам ученого-востоковеда, прочность положения президента Асада и его окружения под продолжающимся вот уже многие месяцы международным давлением и боестолкновениями с вооруженной оппозицией сейчас напрямую зависит от положения самого Тегерана.
"Способность режима сохраняться будет зависеть в значительной мере от того, насколько устойчив сам иранский режим, насколько Иран будет оказывать поддержку Сирии и в дальнейшем. Но вот возможный ввод воинских группировок НАТО, мне кажется, может наоборот укрепить сирийский режим, народ может сплотиться против внешней агрессии", - считает эксперт.
Заместитель председателя Совета ассоциации российских дипломатов Андрей Бакланов считает, что в случае успеха попыток ряда стран "продавить" в международных организациях поддержку вооруженной сирийской оппозиции и сменить власть в Дамаске список государств, в отношении которых в дальнейшем попытаются применить тот же самый способ, будет увеличен.
"Если нынешняя базарная манера на международной арене будет продолжаться, - шум- гам, потом принимается решение, то с независимостью средних и малых стран вообще считаться никто не будет. Потому что, если кому-то что-то не нравится, то идет оформление этого через СМИ, дальше через международные или региональные органы, которые согласятся принять резолюцию, и все, начнут бомбить", - сказал Андрей Бакланов.
По мнению эксперта, расхождения позиции России и многих арабских стран по Сирии не будут иметь негативных последствий в долгосрочной перспективе.
"Я считаюрасхождение в оценках и политических позициях с арабскими странами эпизодом, а не тенденцией, потому что интересы наши во многих вещах совпадают. Со временем в любом случае сирийский кризис решится", - сказал Бакланов.
Расхождения позиции России и целого ряда государств ближневосточного региона появились после начала в нем так называмой "Арабской весны" и всплеска насилия. Москва выступает за невмешательство в дела этих стран и недопущение военной интервенции под предлогом защиты мирного населения. Апогеем "недопонимания" стало вето России и Китая в Совбезе ООН по Сирии. Позиции Москвы и Пекина в арабском мире и на Западе расценили как поддержку режима Башара Асада и подвергли жесткой критике.
В форуме принимали участие более 70 специалистов по ближневосточной тематике из Великобритании, Египта, Израиля, Ирака, Ирана, Ливана, Палестины, России, Сингапура, Сирии, Саудовской Аравии, США, Турции, Франции и Швеции. В частности, на конференции выступали заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, бывший премьер-министр Турции Ахмет Месут Йылмаз и специальный советник председателя 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Мустафа Тлили.
Клуб "Валдай" создан в 2004 году совместно с Советом по внешней и оборонной политике, газетой The Moscow News, журналами "Россия в глобальной политике" и Russia Profile. Своим названием Клуб обязан месту проведения первой конференции. Цель Клуба - укрепление и развитие диалога между российскими и иностранными учеными, политиками и журналистами, научный анализ политических, экономических и социальных процессов в России и в мире. За восемь лет существования Клуба в его работе приняли участие более 400 представителей международного научного сообщества из 36 стран мира.