Понятие коррупции следует более подробно прописать в российских законах, считают эксперты
22 февраля 2012 года
Сокращение сроков судопроизводства по экономическим делам и более четко прописанные нормы в уголовном законодательстве, в частности, подробное определение самого понятия коррумпированности могут стать эффективными правовыми мерами борьбы с коррупцией, считают участники круглого стола в пресс-центре .
Встреча экспертов организована агентством РАПСИ/rapsinews.ru и юридической фирмой "ЮСТ" с целью обсуждения актуальных вопросов уголовного права и коррупции как явления и системы.
Так, начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Михаил Евраев считает, что из-за отсутствия четкой правовой основы для возбуждения ряда коррупционных дел "посадить можно каждого".
"То есть, правил нет, а ответственность наступает", - сказал Евраев, отметив при этом, что иногда имеет место обратная ситуация - преднамеренные преступные действия совершаются, но дело не возбуждается. В этом случае, по словам Евраева, сотрудники правоохранительных органов заявляют, что формально они бессильны.
Он добавил, что вместе с тем в современном законодательстве есть масса правил, которые не только не препятствуют, но, наоборот, легализуют коррупцию.
"Например, госзаказы. Конкурсы на них - кого заказчик хочет, того и выбирает", - сказал представитель ФАС.
Он высказал ряд предложений, в частности, нужно провести сокращения среди госслужащих, значительно подняв зарплату новым кадрам. "Ведь нет ничего более дорогого для государства, чем дешевые госслужащие. Такие органы власти не могут быть эффективными", - сказал Евраев.
Вместе с тем, по его мнению, необходимо организовать равный доступ к госзаказам и имущественным благам, "когда государство не только ставит в известность, что покупает, но и что продает или сдает в аренду". Однако при этом, согласно предложению главы управления госзаказа ФАС, бизнес должен быть максимально освобожден от влияния государственного сектора.
Также он полагает, что "с такой судебной системой, как у нас, человек предпочтет дать взятку, а не идти в суд, чтобы провести там год и получить никому не нужный результат". По его мнению, судопроизводство в хозяйственных и экономических делах должно быть коротким и длиться максимум полтора месяца.
Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов в свою очередь отметил, что, например, получение выгоды в нематериальной форме - это тоже коррупция.
"В цивилизованной юридической системе за это предусмотрено уголовное наказание", - добавил Кабанов, заметив при этом, что законодателями вряд ли будет востребована систематизация. "Уже есть ведь два документа: национальный план и стратегия противодействия коррупции. И все необходимые меры там прописаны, но результата нет. Для большинства чиновников коррупция по-прежнему - возможность безбедного существования", - отметил Кабанов.
Адвокат юридической фирмы "ЮСТ" Елена Львова также считает необходимым более четко и определенно прописать понятие, с которыми ведут борьбу антикоррупционеры.
"Необходимо дать четкое юридическое определение понятию коррупции, потому что его у нас как такового нет", - сказала Львова.
Между тем, по мнению заместителя главного редактора радиостанции Коммерсант FM Андрея Родионова, задача искоренить коррупцию по своей сути является утопической.
"Я бы сравнил коррупцию с террористическим актом: если есть у человека намерение - его не остановить. В этом вопросе надо пытаться влиять на самосознание граждан", - заключил Родионов.