Процесс присоединения России к ВТО
14 июня 2013 года

Президент РФ Владимир Путин считает, что во Всемирной торговой организации (ВТО) наблюдается застой, но он по-прежнему рассматривает ее как фундамент, на котором основывается вся система правил мировой торговли.

Ниже приводится справочная информация.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу (РГ) по присоединению Российской Федерации к ВТО.

ИСТОРИЯ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходили в Секретариате ВТО в Женеве. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводились в Женеве, Москве или столицах российских партнеров.

В рамках процесса присоединения российская делегация проводила переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель - определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике. Помимо обсуждения тарифных аспектов эти переговоры охватывали вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой "желтой" корзины, а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг.

4. Переговоры по системным вопросам, посвященные определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь являлся проект доклада РГ - ключевого документа, в котором изложены права и обязательства, которые Россия принимала на себя по итогам всех переговоров.

Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находились в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

В августе 1997 года была образована комиссия правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, с июля 2004 года - преобразована в правительственную комиссию по вопросам ВТО и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, с декабря 2009 года - в правительственную комиссию по экономическому развитию и интеграции, которую возглавил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

ОСНОВНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ

В рамках переговоров долго обсуждались темы господдержки сельского хозяйства, фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, а также вопрос промышленной сборки автомобилей.

Российскую Федерацию не устраивали условия ВТО, касающиеся импорта мяса. От России требовали, помимо больших квот на импорт мяса, обнулить ряд таможенных пошлин, что могло привести к демпингу на рынке мяса и осложнить положение отечественных производителей животноводческой продукции.

В октябре 2011 года заместитель министра экономического развития РФ Андрей Слепнев сообщил, что Россия смогла договориться с ключевыми партнерами об условиях соглашения по импорту мяса в рамках процесса вступления в ВТО.

В течение нескольких лет не сходил с повестки обсуждения вопрос объемов поддержки сельского хозяйства. По мнению ВТО, расходование средств из госбюджета влияет на конкуренцию.

Россия в рамках ВТО согласовала лимит господдержки АПК в размере до 9 миллиардов долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 миллиарда долларов.

В двусторонних переговорах России с ЕС и США основным проблемным вопросом стал режим промышленной сборки автомобилей в РФ, предусматривающий повышение планки производства и локализации.

Оппоненты настаивали на ослаблении Россией поддержки отечественного автопрома, как того требуют правила, установленные в рамках ВТО. Российские власти были не готовы пойти на это, поскольку продукция отечественных автозаводов в таких условиях могла не выдержать конкуренции.

В октябре 2011 года было достигнуто соглашение, предполагающее компенсационный механизм, который заработает, если экспорт европейских автозапчастей в Россию упадет в результате нового инвестиционного режима.

Камнем преткновения на пути России в ВТО стало отсутствие компромисса с Грузией по вопросу таможенно-пограничного контроля на территории Абхазии.

В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению РФ в ВТО, протестуя против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии.

Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте 2011 года при посредничестве Швейцарии.

Грузинская сторона требовала размещения международных наблюдателей на спорных границах Абхазии и Цхинвальского региона (КПП Гантиади - Адлер и Роки - Верхний Зарамаг), а также внедрения современной системы обмена информацией о перемещении грузов для обеспечения прозрачности торговли.

В ноябре 2011 года стало известно, что Россия договорилась с Грузией по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии. Аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии было поручено осуществлять независимой компании, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО

В декабре 2011 года министерская конференция Всемирной торговой организации одобрила решение о присоединении России к ВТО, 10 июля 2012 года Государственная Дума на пленарном заседании приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации.

Документ вызвал много споров в бизнес-сообществе и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ.

Девятого июля 2012 года Конституционный суд объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании протокола о вхождении РФ в ВТО. 18 июля 2012 года Совет Федерации ратифицировал протокол о присоединении России к ВТО.

Двадцать первого июля 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года". 22 августа 2012 года протокол о присоединении России к ВТО вступил в силу. Таким образом, РФ стала 156-м членом ВТО.

Однако в документах содержалась оговорка о взаимном неприменении норм ВТО Россией и США по причине действовавшей поправки Джексона-Вэника.

Двадцатого декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки. С этого момента все торговые вопросы между Россией и США регулируются на площадке ВТО.