При Роухани Иран улучшит отношения с Западом, но России будет сложнее
15 июня 2013 года

Избрание президентом Ирана умеренного политика, экс-секретаря Высшего совета национальной безопасности Хассана Роухани, приведет к ослаблению напряженности в отношениях Исламской Республики с Западом, при этом России будет сложнее выстраивать диалог с Тегераном. К такому мнению приходят большинство российских и зарубежных экспертов, опрошенных . Вместе с тем в диалоге по иранской ядерной проблеме Тегеран по-прежнему будет стараться использовать противоречия в позиции участников переговоров.

РОССИИ БУДЕТ СЛОЖНЕЕ

После победы Роухани Тегеран уже не будет так нуждаться в России, заявил руководитель российского Института стратегических оценок Александр Коновалов. "Когда главным врагом Ирана был Вашингтон, и борьба велась главным образом с США, волей или неволей Тегеран обращался к России, как к опоре в этой борьбе", - сказал он.

С этим согласен ученый секретарь Координационного совета РАН по прогнозированию, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Евсеев. "Приход к власти в Иране Роухани лучше для Запада, чем для России С ним будет сложно выстроить отношения, так как в его политике, в его действиях нет очевидности", - сказал Евсеев в интервью . По его мнению, "речь не идет об антироссийской политике", но неопределенность в отношениях не будет способствовать их поступательному развитию. "Их будет просто сложнее развивать", - считает Евсеев. Он предупредил, что многое будет зависеть от того, кто займет ключевые посты в новом руководстве страны, и как на политику новой команды будет влиять духовный лидер Ирана Али Хаменеи.

Иного мнения придерживается эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. "После выборов нового президента у Ирана в отношениях с Россией ничего не изменится. Внешняя политика Ирана всегда была прерогативой духовенства, (нынешний президент) Махмуд Ахмадинежад вышел из-под ее контроля, поэтому сейчас ситуация будет скорректирована, но для России это никакой роли играть не будет. Тегеран проводит свою линию, и с кем ему выгодно, с тем он и будет; Иран - это попутчик до первого перекрестка", - считает Демиденко.

ЗАПАД ЖДЕТ ПЕРЕМЕН

Сергей Демиденко уверен, что новый президент объединит политическую и духовную власть, после чего начнет "разгребать экономические завалы" - придется привлекать инвесторов: "во внешней политике надо укреплять связи с Западом для того, чтобы пошли в страну деньги".

Основатель и президент Национального совета американцев иранского происхождения (NIAC) Трита Парси (Trita Parsi) считает, что возможные изменения во внешнеполитическом положении Тегерана будут зависеть от позиции США.

"Если Иран будет двигаться в позитивном направлении, реакция Запада будет ключевой в определении того, насколько далеко могут зайти изменения. Иранцы упустили важную возможность в 2009 году, когда они сочли, что президент Обама не будет отличаться от предыдущих президентов США", - сказал Парси в интервью . По его словам, "Вашингтон должен быть осторожным, чтобы не совершить эту ошибку".

С точки зрения Александра Коновалова, Роухани отражает интересы тех, кто ждет перемен: молодежь, студенты, женщины, гендерные движения, интеллигенция. "Перемены будут, но не совсем такие, которых бы нам хотелось, потому что они будут, прежде всего, касаться улучшения отношений с Западом, вывода Ирана из тяжелого экономического положения, в котором он находится, несмотря на огромные углеводородные богатства. Ирану надо уходить из-под санкций", - считает российский эксперт.

Об улучшении отношений с Западом сказал в интервью и эксперт немецкого Фонда науки и политики (Stiftung Wissenschaft und Politik - SWP) Вальтер Пош (Walter Posch). По его мнению, победа Роухани станет сильным ударом по позициям исламистов в Иране. Он добавил, что Роухани способен идти на компромиссы и создавать альянсы. "Он очень искусный политик с большим дипломатическим талантом. Роухани в состоянии самостоятельно расставлять акценты и проводить свою политику", - сказал Пош.

По мнению эксперта, Роухани понимает "законность интересов Запада в том, что касается безопасности", и это дает почву для улучшения отношений со странами "шестерки" (РФ, США, КНР, Франция, Великобритания, Германия), которые ведут переговоры по иранской ядерной программе.

ПО ЯДЕРНОМУ ДОСЬЕ ДИАЛОГ БУДЕТ ДОЛГИМ

Немецкий эксперт уверен, что иранская ядерная программа остается главной проблемой. "Я допускаю, что он (Роухани) проявит здесь готовность к переговорам. И что у него будет мандат на самостоятельные действия. Но резкий поворот в атомной программе, отказ от нее до сих пор остается недопустимым для всех. Речь идет о том, чтобы обеспечить разумный контроль, чтобы "мирный атом" не превратился в программу по созданию ядерного оружия", - подчеркнул немецкий эксперт.

"От Роухани следует ожидать изменений в некоторых аспектах ядерной и внешней политики Ирана, и я думаю, что он ее изменит. Хотя ядерную политику Ирана в конечном итоге определяет верховный лидер Ирана (Али) Хаменеи, победа Роухани будет иметь глубокое влияние на эти аспекты политики", - сказал Мохсен Милани (Mohsen M. Milani), исполнительный директор Центра стратегических и дипломатических исследований Университета Южной Флориды.

Он напомнил, что в ходе предвыборной кампании Роухани критиковал своего предшественника Махмуда Ахмадинежада за то, что он позволил, чтобы иранское ядерное досье стало предметом рассмотрения СБ ООН, который ввел санкции против страны. Роухани также напомнил электорату, что как бывший переговорщик по ядерной проблеме обладает опытом, сдержанностью и интуицией, чтобы договориться о снятии некоторых санкций и найти на переговорах с "шестеркой" выход из тупиковой ситуации, заключил Милани.

Вместе с тем, по мнению Сергея Демиденко, Иран не откажется от идеи обогащения урана. "Иран - очень тяжелый переговорщик, он будет лавировать и пытаться расколоть "шестерку", вытребовать себе больше преференций, и этот процесс может затянуться не на один десяток лет", - сказал российский эксперт.

В свою очередь, Александр Коновалов убежден, что при победе Роухани, "мировое сообщество сможет договориться, чтобы Иран остановился на какой-то разумной точке при обогащении урана - на 20-процентном обогащении". Также, по мнению российского специалиста, понизится вероятность конфликта и возможных ударов Израиля или США по ядерной инфраструктуре Ирана.

ПОДДЕРЖКА ИРАНОМ СИРИИ СОХРАНИТСЯ

При этом Иран, оказывающий, как считается, поддержку Дамаску в противостоянии с вооруженной оппозиций, не изменит свою политику, считает старший советник Исследовательского центра Персидского залива Мустафа аль-Ани (Mustafa Alani). "В этой сфере главную роль играет верховный руководитель Ирана, спецслужбы и Корпус стражей исламской революции. У президента не будет решающего влияния в вопросе управления кризисом в Сирии", - сказал аль-Ани в интервью . Он добавил, что при принятии важных решений по внешнеполитических вопросам также учитывается мнение парламента.

ПОЧЕМУ ЖЕ ПОБЕДИЛ РОУХАНИ?

Лидерство кандидата-реформатора аль-Ани объяснил экономическими проблемами, вызванными изоляцией Ирана и международными санкциями, а также несправедливостью в политической сфере. "В этих результатах нет ничего удивительного: если речь идет действительно о настоящих выборах без подтасовки, то в победе умеренного политика нет какой-либо сенсации", - сказал эксперт.

По мнению российского эксперта Владимира Евсеева, Роухани "мог взять тем, что за него проголосовали и те, кто выступал за реформаторов, и те, кто выступал за консерваторов". Преимущество Роухани он объяснил тем, что "в Иране опять происходит смена вектора, а после прихода нового лидера к власти "будет небольшой откат, но уже с учетом нынешних реалий, с учетом того, что введены очень жесткие международные санкции против Ирана, и Тегеран находится под мощным давлением со стороны Запада и Аравийских монархий".