ПРОГНОЗ - Выборы в Венесуэле: страна на распутье
13 апреля 2013 года

До выборов в Венесуэле остается один день, и сейчас в стране наступает момент наивысшего напряжения, который должен определить, каким курсом пойдет это южноамериканское государство в ближайшие годы.

Перед венесуэльцами, которые придут на избирательные участки в ближайшее воскресенье, открываются две реальных перспективы (хотя кандидатов несколько, основными остаются и.о.президента Николас Мадуро и лидер оппозиции Энрике Каприлес) - продолжить идти по дороге, по которой вел страну с 1999 года умерший президент Уго Чавес, либо на 180 градусов изменить курс и окунуться в рынок и капитализм.

ДВА ПУТИ, ДВЕ ДОРОГИ

Страна фактически тоже разделена на два лагеря, пока не враждующих открыто, но весьма недоверчиво и подозрительно смотрящих друг на друга. Небольшие стычки перед выборами между оппонентами имели место, но обошлось без жертв. Первый лагерь олицетворяют ярые приверженцы курса на строительство боливарианского социализма, воплощением которого был Чавес. В основном, это жители небогатых районов с достатком ниже среднего. Вторые - это средний класс, люди, жаждущие перемен и исчезновения "перекосов", существующих сейчас в экономической политике государства.

И те и другие сильны, и тех, и других - много. Хотя опросы общественного мнения в условиях Венесуэлы - вещь не всегда стабильная и объективная, все же подавляющее большинство из них говорит о предстоящей победе продолжателя дела Чавеса Мадуро. Ему отводят чуть более половины голосов избирателей.

В то же время фактор Каприлеса тоже нельзя не учитывать - на выборах в октябре 2012 года он набрал более 44% голосов, а противником у него тогда был сам Чавес, фигура намного более весомая по сравнению с его преемником.

СКОРОТЕЧНАЯ КАМПАНИЯ

Кампания Мадуро была агрессивней кампании Каприлеса, сходятся во мнении местные наблюдатели. Причем агрессивной - и в смысле нападок на оппонента. В адрес оппозиции звучали обвинения в саботаже, попытках организации убийства самого Мадуро и массового отключения электричества, Каприлеса сравнивали с фашистом.

При этом никаких серьезных ограничений для кандидата от оппозиции в плане проведения предвыборной кампании никто не делал: единственным моментом стал перенос места ее начала из штата Баринас в другой штат, потому что именно там стартовал и Мадуро. Между тем, Баринас был местом рождения Чавеса.

В целом можно сказать, что кампания Мадуро не просто прошла под знаком Чавеса - дух Чавеса стал виртуальным кандидатом вместе с Мадуро. Не было дня, чтобы после смерти "команданте" 5 марта Мадуро не упомянул его по несколько раз. На трибуны предвыборных мероприятий он поднимался с портретом Чавеса в руках и клялся ему в верности и предстоящей победе. Дух Чавес якобы явился Мадуро во время молитвы в виде маленькой птички.

При этом многие наблюдатели отмечают, что определенная зацикленность Мадуро на Чавесе может сыграть с ним злую шутку. В отличие от Каприлеса, постоянно говорящего о необходимости реформирования страны, Мадуро говорит лишь о Чавесе и продолжении его дела.

А ЧТО НАРОД?

"Честно говоря, надоели!" - говорит таксист Мигель из Каракаса. По его словам, кроме дешевого бензина, ничего хорошего в последние годы от властей он не видел. "Это и ситуация с долларом, и машины - попробуй, купи новую!", - сокрушается Мигель.

При этом он, как и примерно треть сторонников Каприлеса, отдает себе отчет, что именно Мадуро с большой долей вероятности победит в воскресенье.

"Нам нравится, у нас есть возможность учиться, мы так плакали, когда умер "команданте", но если победит Мадуро, то все продолжится", - оппонирует Мигелю студентка Мария. И ее можно понять - приехавшая из далекого бедного поселка учиться в Каракас, девушка благодарна властям за такую возможность.

Аналитики сходятся во мнении, что поддержка курса Чавеса, а значит, и кандидата Мадуро зиждется как раз на таких людях: жителях небогатых районов и поселков, иногда - просто деклассированных элементах, которые за прошедшие почти 14 лет привыкли к некоему "статус-кво", при котором их минимальные потребности будут удовлетворены государством.

Тем более, что внутренние цены на бензин таковы, что их действительно даже сложно перевести в рубли (1 литр бензина стоит примерно 12 копеек по курсу черного рынка). Чавес после национализации нефтяной промышленности направил огромные средства на реализацию социальных программ, строя доступное жилье, предоставляя образование и медицинские услуги тем слоям общества, которые раньше их не имели. Продолжения этого курса ждут и от Мадуро.

Другой вопрос, что такая ситуация не может "радовать" саму экономику, которой невозможно приказать жить по каким-либо законам, кроме рыночных. К примеру, на запрет свободного обращения и обмена долларов и установление фиксированного курса рынок отреагировал уходом в тень. По уровню индекса экономической свободы страна сейчас занимает 174 позицию из 177 возможных, опережая лишь Зимбабве, Кубу и Северную Корею.

ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ФАКТОР

Еще одной проблемой является преступность. До Чавеса количество убийств на 100 тысяч населения в 1998 году составляло 19,4, в 2012 году, по официальным данным, эта цифра выросла до 54, а по информации независимых источников, - до 73. Убивают, грабят и похищают в Венесуэле везде, но особенно эта проблема остро стоит в больших городах, в частности, в Каракасе. Ограбить и даже убить могут после выхода из аэропорта, в такси, в съемной машине, иногда - даже на парковках отелей.

"Они не хотят работать, эти крестьяне приехали в город, они опора режима, но ничего не хотят и не умеют делать", - сетует таксист Мигель, объясняя такой рост числа преступлений. Кстати, в Каракасе корреспондент за несколько командировок не встретил ни одного таксиста, который поддерживал бы политику Чавеса. Зато все местные таксисты очень подкованы в политике и спокойно рассуждают об экономических перспективах страны на своем уровне.

Именно такие люди, которые привыкли полагаться на себя и свои силы, составляют опору оппозиции. Каприлес тонко чувствует это, и постоянно указывает на бессилие властей в решении экономических проблем, к примеру, в борьбе с теми же отключениями электричества.

ЦЕНЫ ДЛЯ БЕДНЫХ

Попытки администрации Чавеса регулировать цены привели в свое время к появлению дефицита, а существенная часть продуктов завозится в страну извне. "Зачем они "зажали" доллар, это бессмысленно, экономика есть экономика", - удивляется Мигель.

Конечно, в условиях продолжения политики "для бедных" со стороны Мадуро шансы Каприлеса на победу значительно уменьшаются. Более того, наблюдатели уже прогнозировали ему закат политической карьеры после проигрыша в 2012 году. Сейчас Каприлес стоит перед своеобразным "рубиконом", и пути назад у него нет: либо оппозиция побеждает, и тогда Каприлес становится президентом, либо его карьере приходит конец, уверены наблюдатели.

Но и социальная политика государства в нынешнем виде не бесконечна. "Рано или поздно те, кто голосуют за Мадуро, увидят и поймут, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке", - говорит таксист Мигель.

Ответ на вопрос, что будет дальше, венесуэльцы начнут давать уже в воскресенье. Пока же в стране традиционно для выборов запрещена продажа алкоголя и временно не действуют разрешения на ношение оружия, за исключением служащих спецподразделений и полиции. Венесуэла погружается в одни из главных выборов последних лет.