МНЕНИЕ - Для развития арт-рынка в РФ необходим маркетинговый анализ
26 марта 2013 года

Российский арт-рынок, которому уже более двух десятков лет, по-прежнему остается "терра инкогнита" - большинство сделок осуществляется в серой зоне, глобальные научные исследования, которые бы основывались на цифрах и конкретных данных, отсутствуют, законодательная база РФ не дружественна торговле искусством. Эти и другие вопросы обсудили в рамках круглого стола "Антикварный рынок России: проблемы развития и исследования", который прошел в Государственном институте искусствознания во вторник.

В дискуссии приняли участие директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская, президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров Василий Бычков, генеральный директор "Sotheby's Россия" Михаил Каменский, профессор и коллекционер Анатолий Венгеров, а также представители галерей и арт-дилеры. Обсуждались проблемы научного и маркетингового анализа арт-рынка, который бы позволил прогнозировать его развитие. Участники круглого стола говорили и о необходимости изменения законодательства, в частности, закона "О ввозе и вывозе" и таможенного законодательства, а также о необходимости большей информационной открытости.

Все это, по мнению экспертов, свидетельствует о продолжающейся легализации и структуризации рынка, а также о том, что торговля искусством в России выходит на новый уровень.

Наталья Сиповская обратила внимание на то, что за минувшие 20 лет антикварный рынок накопил значительный опыт и стал существенным для развития культуры нашей страны явлением, которое готово стать предметом серьезного академического исследования.

"Для развития культуры художественный рынок так же важен, как и другие сферы искусства, так как именно благодаря рынку идет процесс выявления и накопления различных пластов искусства... Наступила необходимость взаимодействия академической науки и рынка, который настолько вырос, чтобы задуматься о перспективах развития и анализа его трендов и тенденций", - добавила она.

Василий Бычков, который с 1996 года является организатором Антикварного салона в ЦДХ, признался, что помимо маркетинговых исследований рынка, подобным исследованиям CINOA или TEFAF (Россия, как предмет исследования, в них никогда, или почти никогда, не фигурирует), российскому арт-рынку не хватает взаимоотношений и связей с международными организациями.

По экспертным оценкам, внутренний российский рынок ничтожно мал, он не больше 1% от мирового арт-рынка (последний, согласно анализу ежегодного доклада, представленного на TEFAF, составляет 43 миллиарда евро) и стремительно сужается. Вместе с тем, Бычков считает, что у нас есть большие перспективы. По свидетельству главы "Sotheby's Россия" Михаила Каменского, после американцев и китайцев Россия стоит на третьем месте по покупкам.

"Помимо привычного русского искусства, наши коллекционеры активно покупают импрессионистов и модернистов, а также старых мастеров", - пояснил Каменский.

Правда, по его словам, большинство покупок, которые совершают русские на западных аукционах (ни Sotheby's , ни Christie's не ведут продаж на территории РФ), так и остаются за границей, украшая особняки во Франции или Великобритании.

Несмотря на то, что в рамках дискуссии большинство тем было лишь слегка затронуто, стали очевидными наиболее острые вопросы, в том числе вопрос об экспертизе и ответственности за нее, роли российских экспертов в мировом арт-рынке и зависимости рынка искусства от политических и экономических изменений в стране.