РЖД смогут менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках коридора - ФСТ
19 октября 2012 года
РЖД с 1 января 2013 года сможет менять инфраструктурную составляющую тарифа в рамках коридора, установленного Федеральной службы по тарифам (ФСТ), - на 12-15% больше или меньше уровня действующего прейскуранта 10-01, пишет в пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на главу ФСТ Сергея Новикова.
Это позволит монополии решать локальные инфраструктурные проблемы, повышая тариф, либо наоборот, стимулировать грузопотоки скидками.
Новиков сообщил изданию, что с 1 января 2013 года будет изменена методология определения ставок за пользование железнодорожной инфраструктурой.
"Появится коридор, в рамках которого ОАО РЖД сможет самостоятельно принимать решения по инфраструктурной составляющей тарифа, который компания котирует по отношению к грузоотправителям", - добавил он.
Документы еще прорабатываются, поскольку "вопрос достаточно сложный". "Но коридор будет в обязательном порядке - исходя из тех соглашений, которые подписаны в рамках образования единого экономического пространства,- подчеркнул Новиков.- Уйдет не меньше месяца на завершение этой работы, но уже в ноябре мы подготовим методологию". По его словам, коридор может составить плюс-минус 12-15%.
По словам чиновника, коридор создаст для РЖД возможность более гибкой работы с грузоотправителями.
"Если есть долгосрочные отношения по большому гарантированному объему грузов, можно дать определенные скидки,- пояснил он.- Или, наоборот, поднять ставку для снятия конкретных инфраструктурных ограничений. Многие грузоотправители сами готовы платить больше, чтобы средства шли на строительство путей в интересах нескольких конкретных инвестпроектов".
Новиков отмечает, что аналогично работает "Транснефть" по инвестиционным тарифам в рамках договора с ограниченным сроком действия, добровольно заключаемого с контрагентом. После того как с помощью тарифа решается инфраструктурная проблема, поясняет чиновник, ставка снижается.
В РЖД отмечают, что уровень ценового коридора может быть с максимальной планкой тарифа "на уровне экономически обоснованного", а минимальной - на уровне "предыдущего периода регулирования".
Глава департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук пояснил изданию, что инфраструктурная составляющая в тарифе сейчас около 50-55%. По его словам, максимальная планка может формироваться исходя из условий возврата на вложенный капитал.
"Предварительные расчеты по такой методике ФСТ делала, но, например, в 2011 году ее введение привело бы к достаточно резкому росту тарифа - приблизительно на 20%, - сказал он "Коммерсанту". - Если говорить о нижней границе коридора, то ОАО РЖД могло бы в качестве скидки индексировать по нулевой ставке тариф на следующий год". По мнению господина Савчука, тарифный коридор действительно может решить ряд локальных инфраструктурных проблем грузоотправителей, поскольку некоторые из них формально не могут дать РЖД деньги на строительство путей, даже если захотят. "Несколько лет назад, например, ЛУКОЙЛ построил ветку к одному из нефтеналивных терминалов, а затем за символическую сумму передал ее ОАО РЖД", - говорит эксперт.
Сейчас РЖД также лоббирует полное дерегулирование вагонной составляющей тарифа для собственного и привлеченного парков. Участники рынка опасаются того, что все большая либерализация даст монополии возможность для злоупотреблений своим положением, а также предсказывают "полную неразбериху" в ходе внедрения нововведений в жизнь.