Мнение россиян о том, был ли у акции Pussy Riot заказчик, разделилось поровну
26 октября 2012 года
Мнение россиян о том, кто мог быть организатором акции Pussy Riot в Храме Христа Спасителя в Москве, разделилось практически поровну: 41% опрошенных уверены, что за "панк-молебном" стоят "влиятельные силы", а 40% убеждены в обратном; оставшиеся 19% затруднились с ответом, свидетельствуют опубликованные в пятницу результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения.
Однако, согласно опросу, большинство тех (56%), кто не считают акцию девушек в храме их собственной задумкой, затруднились назвать конкретных организаторов. 18% считают, что организовать такое выступление могла оппозиция и противники президента, 10% - западные страны, а 6% подозревают в этом противников РПЦ и сектантов.
Пять девушек в конце февраля пришли в храм Христа Спасителя в Москве и, надев маски, провели так называемый "панк-молебен". Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и вызвал большой общественный резонанс. Хамовнический суд Москвы 17 августа приговорил трех участниц акции в храме Христа Спасителя - Надежду Толоконникову, Марию Алехину и Екатерину Самуцевич - к двум годам лишения свободы в колонии общего режима, признав их виновными в хулиганстве. Мосгорсуд 10 октября изменил Самуцевич наказание на условный срок и освободил из-под стражи в зале суда. Приговор Алехиной и Толоконниковой был оставлен в силе.
Ранее не раз звучали предположения, что у акции девушек в храме были заказчики. Так, например, в сентябре в программе "Специальный корреспондент" Аркадия Мамонтова прозвучали аргументы в пользу того, что за панк-молебном стоит опальный олигарх Борис Березовский.
По данным ВЦИОМ, 30% россиян акцию Pussy Riot оценивают как хулиганство и 23% как "злостное нарушение закона", требующее уголовного наказания. Мелким проступком, подпадающим под действие административного кодекса, называют "панк-молебен" лишь 16% респондентов. Каждый четвертый (23%) воспринимает "панк-молебен" как оскорбление религиозной святыни. 14% россиян интерпретируют акцию в храме как попытку прославиться, а 10% считают это политическим протестом. В абсолютном меньшинстве - те, кто говорит о том, что выступление Pussy Riot - проявление экстремизма (6%) или современного искусства (2%).
45% опрошенных граждан согласны с тем, что приговор панк-группе - это не просто решение суда, а сигнал обществу, а 32% респондентов не видят в этом скрытых целей и подтекстов, остальные затруднились ответить. При этом 37% россиян согласны с тем, что приговор девушкам - это "попытка укрепить статус православия и православных ценностей в российском обществе", с этим не согласны 46%, остальные не ответили. По данным опроса, 36% считают, власть этим решением суда пытается "отвлечь внимание от актуальных социально-экономических проблем", с ними не согласны большинство опрошенных (46%). 30% не исключают, что таким образом власти пытаются запугать оппозицию, с ними не согласны 52%, и 30% считают, что приговор панк-группе - это попытка повысить авторитет президента среди верующих, с этим не согласились 53%.
Наименее реальной респондентам кажется версия о том, что приговор Pussy Riot призван ослабить авторитет Православной церкви и патриарха, оттолкнуть верующих - в это верят только 18%, отмечает ВЦИОМ.
Более половины россиян - 53%, информированных об акции Pussy Riot, готовы участвовать в их судьбе и после вынесения приговора. Из них 22% в случае необходимости готовы принять участие в акции по сбору подписей в поддержку действующего решения суда. Еще 17% декларируют готовность мирными способами добиваться смягчения приговора, 14% - напротив хотят ужесточения.
За более мягкое наказание для девушек готовы ратовать в основном молодежь, активные интернет-пользователи (по 20%) и атеисты (25%). Оппонируют им, прежде всего, верующие, независимо от вероисповедания (15-17%), респонденты старше 45 лет (15-17%) и не пользующиеся интернетом (16%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 1-2 сентября. Были опрошены 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.