Медведев вернул "киотский" вопрос в повестку дня
18 октября 2012 года

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в четверг вновь вынес вопрос участия России в Киотском протоколе на широкое обсуждение, поручив зампреду правительства Аркадию Дворковичу проработать вопрос целесообразности присоединения страны ко второму периоду соглашения.

Россия еще в 2009 году заявила о том, что не будет принимать новые обязательства в рамках соглашения, которое в 2005 году вступило в силу именно благодаря его ратификации РФ. Как неоднократно повторяли российские официальные лица, в нынешнем виде второй "раунд" протокола, который сегодня охватывает лишь около 30% общемирового объема выбросов парниковых газов, будет неэффективным и не решит проблему воздействия человечества на климат.

Почти за месяц до начала действия второго периода Киотского протокола его участники соберутся на переговоры ООН в Дохе (Катар), где согласуют продолжительность второго периода, условия работы на следующие семь или десять лет, а также составят окончательный список стран, которые готовы в нем участвовать.

ДЕНЕЖНАЯ СТОРОНА

Выступая на заседании правительства, Медведев отметил, что "каких-то особых выгод от Киотского протокола мы не получили, в коммерческом плане воспользоваться не смогли как следует, и это справедливо абсолютно".

Полноценно запустить механизм совместного осуществления - один из экономических инструментов протокола, который позволяет бизнесу модернизировать оборудование, повышать энергоэффективность и получать доходы от продажи "сэкономленных" выбросов CO2 - в России удалось лишь в начале 2010 года. С этого момента, по данным Сбербанка, назначенного оператором углеродных единиц, в РФ появилось 150 проектов на разных стадиях оформления, общий объем сокращений выбросов в рамках которых составляет около 380 миллионов тонн CO2-эквивалента.

Как утверждает Сбербанк, российский портфель проектов в почти 400 миллионов тонн сейчас является вторым по размеру в мире после китайского с объемом сокращений около 700 миллионов тонн. Кроме того, если Россия продолжит участвовать в механизмах протокола, национальный портфель проектов будет ежегодно прирастать примерно на 100 миллионов единиц сокращения выбросов.

Цена на "киотские" сокращения выбросов на европейском рынке с 2010 года упала почти в 10 раз и сейчас находится вблизи отметки в 1 евро, однако консенсус-прогноз участников российского углеродного рынка предполагает, что при продолжении участия России в Киотском протоколе и после реформирования европейского рынка цена может вырасти примерно до 5 евро.

Кроме того, действующее постановление правительства о правилах работы механизма совместного осуществления в России обязывает участников проектов реинвестировать часть доходов от них в экологические проекты. По оценкам Сбербанка, объем заявленных инвестиций в новые проекты повышения энерго- и экологической эффективности до 2020 года уже превышает 240 миллиардов рублей, при этом на долю средств от реализации "киотских" проектов в этой сумме приходится 20-35%.

СПОРИЛИ-СПОРИЛИ

Советник президента и специальный представитель по вопросам климата Александр Бедрицкий после переговоров в ЮАР в декабре 2011 года заявлял, что Россия не будет менять свою позицию по второму периоду протокола исключительно в интересах отдельных представителей бизнеса. Экологи же заявляли о намерении добиться такого изменения - так, директор Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Игорь Честин тогда же назвал российскую позицию политически и экономически невыгодной.

Упомянутый бизнес на протяжении всего 2012 года настаивал на том, что не видит никаких рисков или минусов от участия России в соглашении, тогда как некоторую экономическую выгоду из его механизмов можно извлечь. В частности, еще весной РСПП в своем официальном письме в правительство называл отказ России участвовать во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу "преждевременным и нерациональным" и указывал на риски ущемления прав в целом ряде отраслей, уязвимых для международного регулирования парниковых газов.

Похожие аргументы сформулировало и Минэкономразвития, которое осенью открыто выступило на стороне бизнеса. Как заявил Дворкович на заседании правительства, "у коллег из экономического блока есть позиция, связанная с необходимостью продолжения реализации проектов, связанных с протоколом, и получения от этого необходимых выгод".

Заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Олег Плужников в октябре сообщал, что ведомство направило в правительство свои предложения по возможностям участия России во втором периоде соглашения. По его словам, участие в Киотском протоколе, в частности, позволит обеспечить защиту национальной экономики от "углеродных" ограничений со стороны других стран.

Своеобразная кульминация внутренних дискуссий наступила в начале сентября, когда СМИ сообщили, что Россия принципиально согласна участвовать во втором периоде Киотского протокола и готовит свою позицию к предстоящим переговорам. По данным источников, в ходе обсуждения возможной национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов до 2020 года бизнесу удалось убедить власти изменить позицию и согласиться на второй период. Бедрицкий и Дворкович тогда заявляли, что такое решение не принималось.

ТОЛЬКО КОНФЕТКИ

При этом с российской стороны несколько раз звучали предложения попытаться сохранить "киотский" механизм и проекты, выгодные для бизнеса, без принятия обязательств в рамках второго периода протокола. Координатор программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин в беседе с напомнил, что каждый раз такие попытки встречали жесткое сопротивление со стороны других стран.

"Сохранить механизм и проекты совместного осуществления без участия в Киотском протоколе абсолютно невозможно, не будучи во второй фазе Киото. Это просто не предусмотрено в принципе (в соглашении)", - сказал Кокорин.

Эксперт также подчеркнул, что все потенциальные партнеры России по возможному "внекиотскому" двустороннему соглашению, которое могло бы заменить протокол как основу проектных механизмов, четко дали понять, что будут сотрудничать в таком формате только с наименее развитыми и развивающимися странами.

Об обсуждении возможности заключения двустороннего соглашения на эту тему с Евросоюзом в ходе заседания говорил и Дворкович, однако, по его словам, в связи с "непростыми отношениями с Евросоюзом (в области энергетики - ред.) я не знаю, насколько велика вероятность такого сценария".

"Чтобы настоять на наших проектах, нужно быть в Киото-2. Вне Киотского протокола на это нет никаких шансов", - заключил Кокорин.

КИОТСКИЙ РЕЖИМ

"Продление" Киотского протокола на второй период было официально согласовано на переговорах ООН в южноафриканском Дурбане в конце 2011 года, однако официальные поправки к соглашению предстоит принять на предстоящей конференции в Катаре.

Наряду с РФ от обязательств во втором периоде отказались также Япония и Канада, при этом последняя в декабре 2011 года официально вышла из соглашения. Австралия и Новая Зеландия пока не подтвердили свое участие в новом периоде обязательств, ссылаясь на неопределенность его условий. Российские представители, в частности, Бедрицкий, неоднократно подчеркивали, что речь о полном выходе из соглашения по "канадскому" сценарию не идет.

В ходе предстоящих переговоров в Дохе странам предстоит согласовать в том числе и правила работы механизма совместного осуществления. Глава дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования Сбербанка Всеволод Гаврилов, выступая на экспертной конференции в начале октября, подчеркивал, что участие РФ во втором периоде Киотского протокола имеет смысл только в том случае, если его условия будут соответствовать ее интересам.

В заявлении по итогам конференции ее участники, представляющие РСПП, "Деловую Россию" и другие бизнес-структуры, назвали целесообразным развитие проектной деятельности в рамках второго периода протокола и особо призвали "обеспечить активное участие российских официальных лиц" в обсуждении и согласовании его условий.

При этом заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Олег Плужников в интервью называл реальные возможности влияния России на эти условия минимальными, высказывая опасения, что при неопределенности с принципиальным решением в российской делегации может просто не оказаться узких специалистов по "киотскому" рынку, способных отстоять интересы России.

Источник в экспертном сообществе в беседе с высказал предположение о том, что если официальное поручение будет дано в ближайшее время, можно ожидать, что в течение недели-двух позиция будет сформирована. При этом многое, по его словам, будет зависеть от того, какое именно ведомство будет назначено главным, ответственным за подготовку предложений правительству по этому вопросу.

В секретариате Рамочной конвенции ООН об изменении климата подтвердили, что возможность изменить решение и присоединиться ко второму периоду обязательств сохраняется вплоть до официального утверждения текста поправок к приложению Киотского протокола, в котором перечислены его участники.