Кабмин обсудит упрощение бухотчетности для некоторых субъектов экономической деятельности
25 октября 2012 года

Правительство РФ на заседании в четверг рассмотрит реализацию мероприятий по упрощению бухгалтерской (финансовой) отчетности для отдельных категорий субъектов экономической деятельности, говорится в материалах к заседанию.

Согласно документу эти мероприятия делятся на действия общего и адресного характера.

К мероприятиям общего характера относятся следующие: поправками в Налоговый кодекс РФ, а также в закон "О банках и банковской деятельности" отменена обязанность организаций-налогоплательщиков предоставлять в налоговый орган по месту нахождения квартальную отчетность.

В соответствии с Налоговым кодексом все организации-налогоплательщики начиная с 1 января 2013 года будут представлять в налоговые органы по месту своего нахождения только годовую отчетность. По экспертной оценке объем представляемых в налоговые органы отчетных показателей сократится не менее чем на 50%. Учитывая, что для большинства организаций - налогоплательщиков налоговые органы являются единственным адресатом представления квартальной отчетности, то такие организации с 1 января 2013 года не будут представлять квартальную отчетность в органы исполнительной власти.

Кроме того, законом "О бухгалтерском учете", вступающим в силу с 1 января 2013 года, установлено требование представления обязательного экземпляра годовой отчетности в орган госстатистики по месту регистрации субъекта экономической деятельности.

Таким образом, закон в отношении представления отчетности предусматривает реализацию принципа "одного окна". Обязательные экземпляры годовой отчетности будут составлять государственный информационный ресурс.

По информации Росстата, с 1 января 2013 года ведомством будет обеспечен доступ пользователей к этому государственному информационному ресурсу в автоматическом режиме.

В-третьих, в связи с введением в действие Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) отменены правила составления сводной отчетности, отличные от предусмотренных МСФО. Так с 2013 года указанная отчетность будет составляться организациями в соответствии с законом "О консолидированной финансовой отчетности" только по МСФО.

Кроме того, Минфином подготовлен проект закона, предусматривающий дополнение Кодекса РФ об административных правонарушениях положениями, в соответствии с которыми должностные лица освобождаются от ответственности за нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления отчетности в случае самостоятельного исправления ошибки в отчетности в установленном порядке.

Минфином также ведется работа по упрощению налогового учета и обеспечению возможности использования документов бухгалтерского учета при подготовке налоговой отчетности.

Мероприятия адресного характера подразделяются следующим образом.

В отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, действует система упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую отчетность. В правилах ведения бухгалтерского учета и отчетности установлены такие особенности, как применение простых и менее трудоемких способов учета отдельных фактов хозяйственной жизни; формирование отчетности в сокращенном объеме и по сокращенному составу показателей; использование упрощенной системы счетов бухгалтерского учета и учетных регистров.

Начиная с отчетности за 2012 год для данной категории субъектов экономической деятельности введены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Они содержат лишь укрупненные показатели и не предусматривают раскрытие детализированной информации.

Кроме того, начиная с отчетности за 2012 год социально ориентированные некоммерческие организации освобождены от ряда требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. В частности, указанные организации могут использовать кассовый метод учета доходов и расходов; признавать все расходы по займам прочими расходами; не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов; отражать в отчетности любые последствия изменения учетной политики.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то в соответствии с законом "О бухгалтерском учете", индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет в случае, если в соответствии с законодательством о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством. Исходя из этой нормы, от ведения бухгалтерского учета освобождены индивидуальные предприниматели, уплачивающие налоги в соответствии с общей системой налогообложения и применяющие специальные налоговые режимы.