Южная Осетия четыре года спустя: обречена на зависимость
8 августа 2012 года
Открытие летних Олимпийских игр видимо невозможно без упоминания Грузии, Южной Осетии и Абхазии. Если восьмого августа 2008 года пекинская Олимпиада была омрачена нападением грузинских войск на Цхинвали, то на лондонской Олимпиаде 2012 года произошел всего лишь спортивно-дипломатический скандал. В Тбилиси возмутились, увидев, что на сайте Игр две отколовшиеся от Грузии республики - Южная Осетия и Абхазия - числятся территорией России. В частности, в досье спортсменов местом рождения члена сборной РФ Бесика Кудухова была указана Южная Осетия, а другого российского спортсмена, Дениса Царгуша, - город Гудаута (Абхазия). При этом рядом в скобках было приписано "Россия".
В связи с этим в НОК Грузии выразил протест и потребовал изменить надпись "Россия" на "Грузия". Примечательно, что в этом техническом казусе отразилось действительное положение, занимаемое двумя молодыми закавказскими государствами: Запад до сих под не замечает их существования, поддерживая территориальную целостность Грузии, при этом Южная Осетия (Абхазия в меньшей степени) полностью остается зависимой в финансовом плане от России.
НЕСПЕШНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ
После агрессии Грузии в августе 2008 года Россия направила на восстановление Южной Осетии миллиарды рублей. Цифры при этом назывались разные. Так в еще в 2010 году первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия направила в бюджет республики в общей сложности около 28 миллиардов рублей. В 2011 году Южная Осетия на текущее содержание бюджетной сферы получила из РФ 2,5 миллиарда рублей, а на реализацию инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию - 3 миллиарда 810 миллионов. Инвестпрограммой на 2012 год предусмотрено 2,960 миллиарда рублей (из них 2,575 миллиарда уже перечислены), а на 2013 год - 1,650 миллиарда рублей.
Однако, до завершения восстановления республики еще далеко. Министр строительства и архитектуры Южной Осетии Анатолий Мащелкин в интервью сообщил, что проблема жилья в стране будет решена только к 2015 году. И это притом, что население республики составляет около 40 тысяч человек. Мащелкин, который был назначен на свою должность в мае этого года, сообщил, что с 2008 года, то есть с момента грузинской агрессии, строительство объектов в Южной Осетии велось без проектно-сметной документации. И только сейчас российские власти, в частности, министерство регионального развития, стали вводить более жесткие требования к расходованию денежных средств, выделяемых на восстановление. Теперь финансирование по тем или иным восстанавливаемым объектам в республике будет открываться только после наличия проекта и проведенной по нему экспертизе.
И на то есть причины. В частности, по данным Минрегиона РФ, по состоянию на 1 июня 2012 года подрядчики, работающие в Южной Осетии, не отчитались за 1 миллиард 27 миллионов рублей.
Рассчитывать на свои силы в восстановлении властям республики не приходится - собственные доходы бюджета Южной Осетии невелики. В 2008 году они составляли всего 60 миллионов рублей, в 2009-м - 139 миллионов, в 2010-м- 320 миллионов, а в 2011 году - 480,9 миллиона рублей.
То, что темпы восстановления жилья в республике после грузинской агрессии идут недостаточно быстрыми темпами признают и в российском МИД.
"Допускаю, что отдельным жителям Южной Осетии, особенно из числа тех, кто в результате грузинской агрессии 2008 года лишились крова, масштабы нашего содействия, а самое главное - темпы восстановления и строительства жилья могут показаться скромными и недостаточными", - заявил в интервью статс-секретать, замглавы МИД РФ Григорий Карасин.
Эти вопросы, по его словам, открыто обсуждались, в частности, в мае президентами РФ и Южной Осетии в Сочи.
"Поставлена задача добиться скорой ощутимой отдачи в плане улучшения жизни людей, расселение тех, кто долгое время живет в, мягко говоря, скромных жилищах. При этом, важнейшим условием успеха является обеспечение целевого эффективного использования в республике выделяемых нами средств. Мы этому уделяем повышенное внимание", - добавил дипломат.
ПАРАД ПРИЗНАНИЙ ОСТАНОВИЛСЯ
К неудовольствию молодых закавказских государств, "парад признаний", который было начался после августа 2008, застопорился. Пока независимость Южной Осетии, помимо России, признали еще четыре государства-члены ООН: Никарагуа, Науру, Венесуэла и Тувалу. У Абхазии на одно государство больше - ее признало еще и Вануату. Однако, это не идет ни в какое сравнение с Косово, власти которого при поддержке США и ряда стран Евросоюза провозгласили независимость от Сербии также в 2008 году. По данным Приштины, самопровозглашенную республику с того времени признало 91 государство, включая 22 страны ЕС.
Власти Южной Осетии и Абхазии делали оптимистичные заявления, что признания будут продолжаться, среди стран готовых сделать этот шаг назывались страны Боливарианского альянса для народов нашей Америки, государства Африки и АТР. Однако этого не произошло, объяснение этому юго-осетинские и абхазские дипломаты находили в давлении со стороны США на те страны, которые намеревались сделать дипломатический шаг в сторону их признания.
По словам Карасина, в МИД РФ знают, насколько "некрасиво и некорректно ведут себя некоторые западные партнеры РФ, выкручивая руки менее сильным и развитым государствам, пугая их разного рода репрессалиями, в случае, если они признают Абхазию и Южную Осетию".
Дипломат также высказал сомнение, в том, что процесс признания прекратился.
По его словам, по мере становления государственности Южной Осетии и Абхазии, и по мере того, как будет сниматься продолжающаяся блокада их представителей на международных форумах, государства будут признавать новые южно-кавказские страны в качестве самостоятельных партнеров.
Однако отказались признавать Южную Осетию и Абхазию и союзники России по СНГ и ОДКБ.
Замгендиректора Центра по изучению постсоветского пространства МГУ Александр Караваев уверен, что виной здесь "косный консерватизм" лидеров этих государств.
"Они очень осторожны в своей политике в отношении России. И здесь есть большой элемент перестраховки. На самом деле, если бы Казахстан и Белоруссия сделали этот шаг, я думаю, они бы не получили бы сильной ответной реакции со стороны Вашингтона. Здесь они просто решили на всякий случай перестраховаться и, возможно, использовать эту тему в дальнейшем как торг с Москвой по каким-то важным и существенным вопросам", - сказал он.
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА
В том, что за четыре года после августовской войны государство Южная Осетия состоялось, сомневаться не приходится, уверен замглавы МИД РФ Григорий Карасин.
"Сегодня же налицо все необходимые атрибуты государственности, включая функционирование системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Юго-осетинское государство контролирует свою территорию, развивает национальную экономику, заботится о культуре, образовании.
Немаловажно и то, что в стране существует оживленная партийно-политическая деятельность, мы хорошо это видели в ходе довольно непростых президентских выборов конца прошлого года. Словом, формируется активное, неравнодушное гражданское общество", - сказал он.
Сейчас, по словам дипломата, чрезвычайно важно чтобы этот поступательный процесс продолжался.
"Нынешний президент страны, Леонид Тибилов, по нашим оценкам, проводит четкий курс на сплочение общества, мобилизацию конструктивных сил. Словом, при всех естественных трудностях и проблемах государственного становления, самостоятельность и состоятельность Южной Осетии очевидна.
Разумеется, юго-осетинскому народу предстоит еще немало сделать для строительства современного демократического государства, но Россия будет в этом продолжать оказывать республике всю необходимую поддержку", - добавил он.
С тем, что в формально-юридическом плане территория Южной Осетии сформировалось как независимое государство, согласен и Караваев.
"Что касается политического процесса, то наличие разных групп влияния, разных сил тоже дает основания говорить, что Южная Осетия демонстрирует хороший уровень внутриполитического развития, который соответствует, конечно, с определенными скидками, постсоветскому уровню других независимых государств, ставших независимыми по факту распада СССР", - сказал он.
Напомним, что с момента признания независимости Россией и еще четырьмя странами, в Южной Осетии прошли первые парламентские и президентские выборы. Правда, с первого раза выбрать президента не удалось - Верховный суд, отменил результаты голосования, на котором, по предварительным данным, оппозиционный кандидат Алла Джиоева победила представителя действующей власти - главу МЧС Анатолия Бибилова.
В ответ оппозиция организовала массовые акции протеста в Цхинвали, которые продолжались около двух недель и завершились после заключения компромиссного соглашения между Джиоевой и действующим президентом Эдуардом Кокойты.
Договоренности предусматривали уход Кокойты в отставку.
В итоге в апреле текущего года президентом Южной Осетии стал экс глава КГБ Леонид Тибилов.
ОБРЕЧЕНА НА ЗАВИСИМОСТЬ
Однако, с точки зрения экономического положения и социально-экономического развития нельзя говорить о том, что Южная Осетия является полноценным государством, считают опрошенные эксперты.
"Во-первых, крайне депрессивный уровень региона толкает Южную Осетию в экономическое пространство России. Это и зависимость от российских кредитов, и российский рынок, в том числе, и рынок труда.
Самое главное, что Южной Осетии не хватает базы для экономического развития. Мы это можем наглядно наблюдать на контрасте с Абхазией. У Абхазии при всех сходных характеристиках (факт признания, развитие внутриполитических процессов) есть еще и третий элемент - база для независимого экономического развития. При этом Абхазия тоже подпитывается за счет российских кредитов. Но, тем не менее, потенциал Абхазии, возможность экспортировать собственные ресурсы, будь-то фрукты или винно-водочная продукция, дают ей возможность быть более или менее независимым макроэкономическим субъектом" - считает Караваев.
Поэтому, указал он, Южная Осетия оказывается в ситуации, что она может жить только за счет тесных взаимоотношений либо с Грузией, либо с Россией.
"Мы, признавая ее независимым государством, оставляем за ней право быть на дотациях не в меньшей степени, чем субъект Российской Федерации. Естественно, что в юридическом плане это все оформлено по-другому. Но, тем не менее, это так, Южная Осетия полностью от нас зависит", - добавил эксперт.
Изменить ситуацию, по мнению Караваева, может только налаживание нормальных отношений РФ с Грузией, когда Южная Осетия сможет использовать транзитный потенциал для своего развития.
"Если когда-нибудь у нас сложатся более или менее нормальные отношения с Грузией, откроются транспортные коммуникации, то Южная Осетия будет пользоваться определенными преимуществами и это будет ресурсом для ее развития. А ресурс заключается в контроле и транзите над грузопотоками, которые будут идти из Грузии в Россию и обратно.
Пока таких мощных источников, которые бы контролировались непосредственно правительством республики и были бы в его подчинении, в Южной Осетии нет. Основной источник - это донорская помощь от России", - добавил он.
Впрочем, до налаживания отношений между РФ и Грузии, между которыми до сих пор нет дипломатических отношений, пока далеко. Москва, в лице экс-президента РФ Дмитрия Медведева, заявила, что готова выстраивать взаимодействие с любым другим лидером Грузии, кроме Михаила Саакашвили.
В Грузии, в свою очередь, приняли закон "Об оккупированных территориях" - так Тбилиси называет отколовшиеся от страны бывшие автономии Абхазию и Южную Осетию. Согласно закону, посещение этих суверенных стран, которые Грузия по-прежнему считает своими регионами, без ведома и разрешения Тбилиси является нарушением грузинского законодательства и наказывается либо крупным денежным штрафом (от 2000 лари), либо тюремным заключением на срок до четырех лет. Руководство Грузии заявляет, что данный закон будет автоматически аннулирован, как только Россия выведет войска из Абхазии и Южной Осетии.
Не способствует сближению Москвы и Тбилиси и отсутствие консенсуса на женевских дискуссиях по Закавказью, где основным камнем преткновения остается проблема подписания договора о неприменении силы. Тбилиси не хочет подписывать договор с Цхинвали и Сухуми, считая этот конфликт грузинско-российским. Москва, в свою очередь, настаивает на юридическом закреплении обязательств Грузии по ненападению на Южную Осетию и Абхазию.