ЮВЖД намерена отменить 13 белгородских электричек из-за несогласия с властями по тарифам
14 августа 2012 года

Юго-восточная железная дорога с 23 августа намерена отменить 13 поездов пригородного железнодорожного сообщения в Белгородской области из-за разногласий по начислению тарифов с властями региона.

СТОРОНЫ НЕ ОПРЕДЕЛЯТСЯ С ТАРИФАМИ

О закрытии 50 маршрутов в регионах Черноземья (из них порядка 13 - в Белгородской области) ранее сообщила представитель филиала РЖД - Юго-Восточной железной дороги, сославшись на недостаточное финансирование со стороны областных властей и задолженности компании-перевозчика в размере более 1 миллиарда рублей.

Пригородные железнодорожные перевозки в Белгородской области обеспечивает ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье", в уставном капитале которой на паритетных началах участвуют РЖД и ряд областей, в числе которых и Белгородская. Заказчиком на перевозки по области выступает правительство региона. Оно же устанавливает тариф на перевозки и компенсирует затраты перевозчика, так как тариф значительно ниже себестоимости перевозок.

Как пояснили в белгородском правительстве, именно из-за нестыковки в расчете тарифов возникли разногласия.

В настоящее время тариф составляет 11,6 рубля за зону. Вместе с тем, как сообщили агентству в областном департаменте строительства, транспорта и ЖКХ, "по неподтвержденным расчетам компании-перевозчика, экономически обоснованный уровень тарифа составляет 29,3 рубля за зону".

"Правительство Белгородской области готово компенсировать перевозчику убытки из областного бюджета. В настоящее время расчеты перевозчика, подтверждающие его убытки и экономически обоснованный уровень тарифа, находятся на рассмотрении в комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области", - сообщили в правительстве региона.

Однако возникли задержки с утверждением тарифа из-за того, что ОАО "РЖД" полностью не раскрывает информацию о формировании арендных ставок на подвижной состав (около 80% от общей суммы предъявляемых убытков).

"В связи с такой позицией ОАО "РЖД" у правительства области нет достаточного основания для включения в бюджет области заявленной суммы компенсации", - пояснили в департаменте.

Другими словами, региональные власти хотят получить экономические обоснования для повышения тарифа, а значит, и для компенсации потерь перевозчика.

ЮВЖД в свою очередь сообщила, что правительство региона не выполняет своих обязательств по договору возмещения затрат.

"Из предъявленных к возмещению убытков за шесть месяцев текущего года в сумме 111,2 миллиона рублей на данный момент из областного бюджета возмещено лишь 7,75 миллиона рублей", - говорится в сообщении железнодорожной компании.

Региональное правительство же утверждает, что "дотации из областного бюджета пригородных перевозок ведутся с соблюдением условий договора, в пределах средств областного бюджета, без задержек".

К тому же, по сообщению белгородских властей, сумму дотаций поэтапно увеличивают. Так, решением областной думы 5 июля 2012 года объем субсидирования был увеличен на 15 миллионов рублей и составил 26,2 миллиона рублей на 2012 год.

В итоге, ссылаясь на финансовые трудности компании "Черноземье", ЮВЖД заявила о том, что с 23 августа перестанут курсировать некоторые электрички, в том числе и поезда, связывающие областные центры Белгород и Курск, крупные города Белгородской области Белгород - Старый Оскол, Валуйки - Старый Оскол, Валуйки - Новый Оскол.

ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ ЭЛЕКТРИЧЕК ДО ХАРЬКОВА

Проблемы в пригородном железнодорожном сообщении возникли также и на международном направлении Белгород - Харьков, которые пока привели к ограничению движения электричек между Белгородом и Харьковом (Украина). В белгородском департаменте строительства, транспорта и ЖКХ пояснили, что этому предшествовал длительный процесс переговоров сторон.

У территориально-отраслевого объединения Южная железная дорога (Украина) в 2011 году закончилась лицензии на перевозку пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте по территории России. ОАО "ППК "Черноземье" и Южная железная дорога 30 декабря 2011 года договорились, что обслуживать пассажиров и платить за работу мотор-вагонного подвижного состава, локомотивных бригад будут совместно.

"В данный договор без согласования с правительством Белгородской области были включены обязательства по эксплуатации подвижного состава Южной железной дороги на территории Белгородской области, что влечет за собой дополнительные не запланированные бюджетом расходы", - пояснили в департаменте строительства, транспорта и ЖКХ области.

В конце июня текущего года было подписано дополнительное соглашение к договору транспортного обслуживания между правительством области и ОАО "Пригородная пассажирская компания "Черноземье" о включении в заказ Белгородской области дополнительно четырех маршрутов Белгород - "Наумовка" - Харьков, которые должны обслуживать составы украинской стороны.

Однако пассажирская компания "Черноземье", со ссылкой на отсутствие финансирования со стороны Белгородской области, направила в адрес ЮЖД уведомление о расторжении договора. Правительству Белгородской области компания-перевозчик сообщила, что с 10 августа ограничивает курсирование пригородных поездов в харьковском направлении до российской пограничной станции "Наумовка". Аналогичные действия вынуждены предпринять Украинские железные дороги из-за отсутствия лицензии на пригородные пассажирские перевозки в России.

В итоге электрички из Белгорода теперь идут до приграничной станции "Наумовка", а из Харькова - до станции "Казачья лопань". Но между ними есть приграничная зона и еще две остановки - "Красный хутор" и платформа "Граны". Потому добраться из Харькова в Белгород на этих электричках невозможно. Напрямую из Харькова в Белгород можно попасть только на пригородном поезде повышенной комфортности "Князь Владимир", находящемся в ведении Федеральной пассажирской компании ("дочки" РЖД).

Из-за отмены прямых привычных электричек и высокой стоимости билетов на "Князе Владимире" у населения возникло недовольство. В частности, 10 августа группа граждан Украины заблокировала железнодорожные пути на Южном вокзале Харькова. После этого конфликта в субботу железнодорожные компании России и Украины договорились о том, что до 1 сентября будет действовать временное расписание электричек. Оно предусматривает размен пригородных поездов по станциям "Казачья лопань" (ГП "ЮЖД") и "Наумовка" (РЖД). Согласно временному расписанию, пассажиры будут иметь возможность добраться из Белгорода в Харьков и обратно с пересадкой на приграничной станции.