Власти Забайкалья не согласны с расчетами ЗабЖД о долге региона за пригородные перевозки
23 августа 2012 года
Правительство Забайкалья считает завышенными расчеты Забайкальской железной дороги о долге регионального бюджета в 250 миллионов рублей, из-за которого ЗабЖД грозит приостановить работу Забайкальской пригородной пассажирской компании (ЗППК); власти считают необходимым обсуждение проблемы на федеральном уровне, сообщил журналистам в четверг и.о. губернатора Александр Холмогоров.
ЗабЖД во вторник распространила информацию о готовности ЗППК в связи с критическим финансовым положением и угрозой ликвидации компании приостановить курсирование пригородных поездов. По информации дороги, долг правительства края превысил 250 миллионов рублей и продолжает расти.
"Пригородные перевозки финансировались правительством края и до проведения реформы. С 2008 по 2011 год регион потратил на эти цели более 157 миллионов рублей. В 2012 году на эти цели предусмотрено уже 117,7 миллиона рублей. Мы и раньше, и сейчас не были согласны с расчетами по убыткам от пригородных перевозок, которые нам представляла ЗабЖД. Расценки на услуги дороги - одни из самых высоких стране и отличаются от других регионов в 2-3 раза", - сказал Холмогоров.
По его словам, правительство края обращалось в РЖД с просьбой рассмотреть возможность снижения ставок для ЗабЖД в два-три раза, но получило отказ, несмотря на то, что основную долю в выпадающих доходах пригородной пассажирской компании составляют расходы на оплату услуг ОАО "РЖД".
И.о. губернатора отметил, что пригородная пассажирская компания не имеет в собственности никакого имущества, а основные затраты составляет плата за управление и эксплуатацию.
"Все имущество компания арендует у ЗабЖД. Она платит за аренду подвижного состава, техническое обслуживание, ремонты, управление, эксплуатацию и так далее. Субъект должен оплачивать такие затраты ЗабЖД как зарплата, начисления, аренда, амортизация и другие. Причем чем больше мы платим, тем быстрее растут долги. Нужно еще отметить затраты на инфраструктуру - пути и их обслуживание. В настоящий момент федеральный бюджет компенсирует ЗабЖД 99% этих затрат или 234 миллиона рублей. Так вот раньше эти суммы также предъявлялись региональным бюджетам, но даже с учетом этого общие суммы затрат были меньше, чем сейчас", - сказал Холмогоров.
По информации Холмогорова, за девять месяцев работы ЗППК ее убытки при нынешних тарифах составят 400 миллионов рублей, из которых 360 должны пойти на оплату услуг РЖД. Около 76% от этой суммы - плата за услуги по управлению и эксплуатации, в которые входит содержание штата управления дороги, заработные платы сотрудников и так далее. Общие расходы ЗППК за девять месяцев составляют 478 миллионов рублей, из которых на продаже билетов компания при нынешнем уровне тарифов заработает только 78 миллионов.
"В этих условиях едва ли не единственным выходом из ситуации является повышение тарифов. Но мы не можем повышать тариф до экономически обоснованного разом. В этой связи нами разработан комплекс мер, который в настоящее время обсуждается совместно с Забайкальской железной дорогой. Эти меры позволят снизить убытки уже в 2012 году с 400 до 294 миллионов рублей. Если говорить об обязательствах правительства региона, то запланированные в бюджете 117,7 миллиона рублей будут перечислены до конца года", - сказал Холмогоров.
По его словам, проблема убытков пригородных пассажирских компаний сложилась в большинстве субъектов Российской Федерации.
"Мы уверены, что с учетом дотационности бюджетов регионов, а также социальной значимости указанного вида перевозок необходимо рассмотреть проблему на уровне правительства Российской Федерации", - отметил и.о. губернатора.
В рамках программы реформ на железнодорожном транспорте деятельность по перевозке пассажиров в пригородном сообщении выведена из сферы деятельности ОАО "РЖД" с 1 января 2011 года путем создания железнодорожниками совместно с руководством субъектов федерации пригородных пассажирских компаний. С 2011 года и до 1 апреля этого года в Забайкальском крае, где курсирует 30 пар пригородных поездов, на этом направлении работало ОАО "Краспригород", с которым действовал договор на перевозку пассажиров до конца I квартала 2012 года.
ОАО "Забайкальская пригородная пассажирская компания" было создано в 2011 году и начало работать с 1 апреля 2012 года. Объем уставного капитала составил 100 тысяч рублей, доли региона и Забайкальской железной дороги - 49% и 51% соответственно. Выпадающие доходы пригородных перевозок в крае ранее возмещались за счет федерального, краевого бюджетов и ОАО "РЖД".