Угольщики высказываются против единой цены поставок угля в Россию и на экспорт
7 августа 2012 года
Российские угольные компании считают неприемлемым требование Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) и Федеральной налоговой службы (ФНС) устанавливать единую цену реализации угля для экспортных и внутренних рынков.
Данная тема была затронута 6 августа в Ленинск-Кузнецком на совещании с участием премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по развитию угольной промышленности.
ФАС России неоднократно возбуждала дела против угольщиков из-за разницы внутренних и экспортных цен на коксующийся уголь. В частности, претензии были предъявлены Evraz , ОАО "Распадская" , а также ОАО "Северсталь" по результатам анализа рынка концентратов коксующегося угля в период с января 2009 года по июнь 2010 года.
Часть претензий к компаниям позднее была снята, по некоторым компаниям разбирательства ведутся до сих пор.
По данным министерства энергетики РФ, добыча угля в России в 2011 году увеличилась на 4% - до 336,1 миллиона тонн. Экспорт российского угля в 2011 году увеличился на 8,5% - до 104,656 миллиона тонн. Таким образом, на экспорт уходит почти треть всего добываемого угля. Основная часть экспорта идет в Китай и страны ЕС. На формирование конечной цены необходимо также учитывать транспортные издержки, более существенные при экспорте, и пошлины, отмечают эксперты.
На совещании руководитель и совладелец "Распадской", одной из крупнейших угольных компаний РФ, Геннадий Козовой сказал, что негативная мировая рыночная конъюнктура делает требования ФАС "абсурдными". К тому же требования ведомства давать экономическое и технологическое обоснование цены, особенно на долговременную перспективу, также не соответствуют реалиям рынка. В пример он поставил ситуацию с коксующимся углем, цена на который за месяц упала на 20%.
"Угольные продавцы напрямую зависят от конъюнктуры рынка, уравнять цены на внешнем и внутреннем рынках достаточно сложно", - пояснил агентству "Прайм" заместитель по коммерции генерального директора крупного производителя энергетического угля - ОАО "Кузбасская топливная компания" (КТК) Иван Гептинг.
"Экспорт энергетического угля существует по законам свободного рынка, спроса и предложения всех участников, а внутренний рынок в большей степени регулируемый, зависит от многих факторов, в частности, от установления тарифов на тепловую энергию", - считает он.
В крупнейшей российской угольной компании СУЭК от раскрытия деталей отказались. "Компания не комментирует действия государственных органов", - сказал заместитель директора по коммуникациям Алексей Науменко.
На совещании председатель совета директоров ОАО "Мечел" Игорь Зюзин в свою очередь напомнил, что в 2008 году ФАС оштрафовала компанию за низкие экспортные цены по сравнению с внутренними. При этом он указал на существующее противоречие между предписаниями ФАС и ФНС. Так, в текущем же году "Мечел" получил обратные претензии от ФНС, которая недовольна слишком высокими экспортными ценами по сравнению с ценами внутри страны. Компанию, фактически, заставляют экспортировать уголь по ценам ниже, чем можно продать, считает Зюзин.
Он привел в пример претензии к компании налоговиков на 30 миллионов рублей за период 2009-2010 годов, когда все стремились получить наибольшую прибыль, чтобы пройти через кризис.
По мнению Зюзина, ФНС произвольно трактует понятие "рыночной цены", считая возможным единую цену как для России, так и для Австралии, без учета транспортных издержек.
"Сбалансировать экспортный и внутренний рынки, которые сейчас существуют отдельно друг от друга, возможно только если покупатели и продавцы угля и энергии из него внутри России будут на 100% работать по законам рынка", - считает Гептинг.
Кроме того, по словам замдиректора КТК, далеко не вся угольная продукция, которая поставляется на экспорт, востребована внутри страны, так же и наоборот. Условия, схемы транспортировки, стоимость транспортировки отличаются существенно.
"Поэтому если рынки "уравнять", может возникнуть дисбаланс, это касается той ситуации, которая сейчас сложилась и существует", - резюмирует он.