"Сумма" и FESCO: стоит ли ждать сделки?
31 августа 2012 года
Сделка по продаже акций FESCO "Промышленных инвесторов" Сергея Генералова, по-видимому, затягивается на неопределенный срок: несмотря на то что с весны 2012 года он ведет переговоры с акционерами группы "Сумма" Зиявудина Магомедова, к концу лета судьба актива так и не определилась.
Транспортная группа FESCO - крупнейший логистический оператор, в состав группы входят такие активы, как "Трансгарант", "Русская тройка", "Дальрефсервис", ОАО "Владивостокский морской торговый порт" (ВМТП), ОАО "Владивостокский контейнерный терминал" и пакет акций "ТрансКонтейнера" - 23,7%.
Группе "Промышленные инвесторы" Сергея Генералова принадлежит 56% акций FESCO, группе "Сумма" Зиявудина Магомедова - около 15%, ЕБРР - 3,76%, East Capital - около 7%.
"Сумма" должна была купить акции FESCO у Генералова еще в мае, но тогда компания Магомедова заверила рынок, что подписала соглашение с Генераловым и приобретет долю в активе в ближайшее время.
FESCO 30 августа опубликовала консолидированную отчетность, где сообщалось, что 9,1% казначейских акций компании были проданы за 77,9 миллиона долларов.
При этом в отчете есть оговорка, что покупатель акций должен их продать за цену покупки, если до 31 августа не будут реализованы существующие договоренности между двумя сторонами.
Не возникает сомнений в том, что эти купленные акции числятся на балансе у "Суммы" - ранее президент компании Александр Винокуров сообщал, что группа уже выкупила около 15% акций, часть из которых казначейские, и по итогам ряда сделок "Сумма" станет владельцем 70% акций FESCO.
К концу 31 августа, по данным источников на транспортном рынке, "Сумма" еще не перечислила деньги "Промышленным инвесторам" за акции FESCO, таким образом сделка до сих пор не закрыта.
Источники, близкие к сделке, сообщают агентству "Прайм", что сделка находится в завершающей стадии.
Однако эксперты и аналитики расходятся во мнениях: одни склоняются к тому, что сделка обречена на провал, другие видят в отставании по срокам сделки политическую борьбу, по мнению третьих, рынок зря переживает - команда Магомедова все равно возьмет свое.
ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?
Группа FESCO продается уже почти полгода, напоминает агентству "Прайм" аналитик Rye, Man & Gor Securities Елена Садовская.
"Я не уверена в том, что "Сумма" купит FESCO. А заявление о том, что эта сделка будет финансироваться из собственных средств, выглядит нереалистично - это не в стиле "Суммы". "Сумма" берет дешевые и длинные деньги, и оставляет долг на той компании, которую покупает", - рассуждает аналитик.
По мнению Садовской, сделка "висит" по двум причинам - по всей видимости, "Сумме" пока не удалось привлечь финансирование по доступной ставке, и вторая причина: конечная цель "Суммы" - консолидация ОАО "ТрансКонтейнер" - остается под вопросом, поскольку приватизация госдоли, на которую рассчитывает "Сумма", может и не состояться.
Крупнейшим акционером "ТрансКонтейнера" являются РЖД, владеющие 50% плюс одна акция. FESCO принадлежит 23,7%, ЕБРР - около 9%, доверительному управляющему резервами НПФ "Благосостояние" - 5,2%.
Вокруг дальнейшей приватизации компании развернулась настоящая борьба. РЖД не хочет продавать свою долю, в свою очередь профильные министерства настаивают на дальнейшей приватизации компании.
"Так, "Сумма" сомневается, получится ли у нее консолидировать "ТрансКонтейнер", и, возможно, вообще откажется от планов по покупке. Ведь нет ни денег, ни уверенности в осуществлении своих планов", - считает Садовская.
Теперь, заключает эксперт, компания будет максимально долго держать общественность в неведении, а потом, возможно, и вовсе отменит сделку, если покупка актива не будет интересна ни для консолидации "ТрансКонтейнера", ни для ее дальнейшей перепродажи.
В свою очередь, аналитик Алексей Астапов из "Газпромбанка" считает, что, несмотря на то что ВТБ уже отказался финансировать сделку, а другие банки все еще "молчат", это не означает, что "Сумме" не дадут денег.
Еще одним показательным моментом, говорит Астапов, является то, что FESCO продолжала скупать с рынка акции "ТрансКонтейнера", доведя долю в компании до 23,7%.
"Стратегия, наверное, была такова: параллельно работать над завершением сделки, наращивать долю в "ТрансКонтейнере", в которой Магомедов тоже заинтересован, и подытожить сделку", - говорит аналитик.
К тому же, напоминает Астапов, из компании фактически вышел Кирилл Рубинский - второй человек в компании "Промышленные инвесторы".
"Такие факторы говорят о том, что, скорее всего, сделка будет завершена. Когда ключевые фигуры выходят из компании, можно сделать вывод, что компания все же готовится к продаже", - добавляет он.
Аналитик из Инвесткафе Андрей Пак разделает точку зрения, что FESCO скупала акции "ТрансКонтнейнера" в интересах будущих владельцев, что свидетельствует о том, что сделка будет закрыта.
ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ
Говоря о казначейских акциях, проданных группе "Сумма", Пак говорит, что они были своего рода гарантией, определенным условием, которое пока никак не нарушено.
"Вся отчетность FESCO по итогам полугодия, где сказано о продаже казначейских акций, выглядит довольно странно. Убыток компании за шесть месяцев в 61 миллион долларов формируется одной статьей - убыток от обесценивания основных средств, то есть активов. Что конкретно обесценилось, компания не раскрывает", - говорит аналитик.
Так, аналитик сомневается в том, что чистый убыток компании в полугодие является определяющим фактором - поскольку основные активы компании и флот не обесценились, в целом отчетность выглядит очень привлекательной.
По его мнению, сделка до сих пор не закрылась в связи с тем, что за активом стоит не столько экономический фактор, сколько конфликт интересов. Спор вокруг "ТрансКонтейнера" несколько задерживает ход сделки, считает эксперт.
С одной стороны, рассуждает он, в активе заинтересованы РЖД, и у них есть свои сторонники; с другой, к активу проявляет интерес группа "Сумма", которая обладает не только деньгами, но и поддержкой серьезных политических фигур.
"Между ними могут идти какие-то трения, поскольку и та, и другая команда претендуют на логистический актив", - уточняет аналитик.
НОЧЬЮ СПАТЬ НЕ СТОИТ
"Сделка может быть закрыта уже сегодня, поэтому рынкам стоит оставить эту ночь без сна и ждать, пока не закончится 31 августа. В том числе, и на зарубежных площадках", - считает глава агентства InfraNews Алексей Безбородов.
Оценивая возможности "Суммы" и настроение FESCO, Безбородов предполагает, что подписание документов - фактически вопрос нескольких дней.
"Хороший тест - присмотреться к гостям АТЭС во Владивостоке на следующей неделе. Если Генералов приедет на форум, значит, у него еще есть интерес на Дальнем Востоке, и он все еще акционер FESCO. В противном случае он распрощался со стратегическим активом", - говорит Безбородов.