Судьба арт-центра "Винзавод" во многом зависит от столичных чиновников
31 августа 2012 года

Мнения экспертов рынка современного искусства разделились по поводу судьбы одного из старейших арт-центров Москвы "Винзавода": одни утверждают, что уход крупных галерей из этого пространства - начало полного краха арт-площадки, другие уверены, что все происходящие с "Винзаводом" перемены приведут только к лучшему.

РАЗБРОД И ШАТАНИЯ

О судьбах "Винзавода" в последнее время не размышлял только ленивый. Панику в арт-сообществе вызвал демарш якорных арендаторов старейшего столичного арт-кластера - Елены Селиной, Марата Гельмана (который, по его собственному признанию, галереей почти не занимался, отдав ее своей жене Юлии и переименовав в "М&Ю Гельман") и Айдан Салаховой.

Галеристы, собрав общую пресс-конференцию, прилюдно похоронили рынок современного искусства, заявив о закрытии коммерческих галерей по причине их финансовой бесперспективности из-за отсутствия спроса. Селина, правда, свою XL галерею оставила, но деятельность ее значительно сократила, общая сосредоточиться на некоммерческом выставочном проекте. Айдан Салахова объявила об открытии на месте галереи творческой мастерской и шоу-рума, где она планирует выставлять и продавать свое собственное творчество, а также работы своих учеников. И все лето устраивала распродажу бывших резидентов галереи - к слову, не самых плохих художников. А Марат Гельман пообещал развернуть активную деятельность по знакомству обитателей столицы с художниками остальной России. Но, после того как закончил ремонт своего экс-галерейного пространства, Гельман не торопится озвучить свои ближайшие действия.

При этом, все трое от аренды на "Винзаводе" не отказались, но и конкретной программы, которая могла бы свидетельствовать о том, что художественная активность на ниве искусства продолжается, не предоставили.

В итоге сложился информационный вакуум, который крайне негативно сказался на общей ситуации с современным искусством в столице. С одной стороны, именитые галеристы делают загадочные лица и говорят намеками о своих планах, не забывая при этом упомянуть, что на арт-рынке полный швах. С другой, многие оставленные ими художники, которым помимо всего прочего надо банально семью кормить, отчаянно пытаются приткнуться в какую-нибудь галерею, лишь бы обрести стабильность, и продают свое искусство по сниженным ценам. А это негативно сказывается на все том же многострадальном арт-рынке современного искусства.

Ситуацию усугубили покинувшие в августе "Винзавод" фотогалерея "Меглинская" и галерея Paperworks. В частности, галеристов, которые ушли с "Винзавода", не устраивала арендная плата, которая была значительно выше, чем у якорных арендаторов, последние платят всего лишь 5 тысяч долларов в год. Все это породило разговоры про кризис "Винзавода" как культурного центра столицы.

Некоторые эксперты считают, что место изжило себя, владельцы потеряли к нему интерес (намек на то, что Софья Троценко проработала полгода в правительстве Москвы), и, если не снизить аренду и не вложить дополнительные средства в раскрутку, чтобы привлечь публику - а речь идет о миллионах долларов, то крупнейший арт-кластер вскоре загнется. Другие, напротив, уверены, что снижение интереса к "Винзаводу" напрямую связано с появлением конкуренции в виде других арт-центров, которыми в последние пару лет приросла Москва.

По мнению Главы Sothebys Россия и СНГ Михаила Каменского, "Винзавод" оказался удачнейшим экспериментом, который вобрал в себя весь опыт художественного андеграунда последней трети ХХ века, в том числе сквотов "Фурманный" и "На Чистопрудном", но при этом счастливо избежал превращения в Измайлово или вернисаж у ЦДХ.

"Экономические условия, в которых существовали галереи больше пяти лет, были достаточно комфортны практически для всех, от самых смелых пионеров арендаторов до арендаторов второй и третьей волны. После стольких лет жизни на этом островке экономической и художественной свободы, все обитатели, как ушедшие, так и остающиеся пока, должны быть благодарны", - считает Каменский.

Но, по его мнению, наступили другие времена, и в новых условиях экономические ожидания владельцев стали естественным образом существенно выше, и на "Винзаводе" смогут остаться лишь наиболее экономически приспособленные к рынку.

МЕСТО СИЛЫ

Директор арт-кластера Елена Пантелеева уверена, что проблема надумана, и ЦСИ "Винзавод" по-прежнему остается местом художественной силы.

"Развивается образовательная программа, стартовавшая с визита ведущего куратора Tate Modern, возрождается традиция объединенного Вечера вернисажей, который пройдет 13 сентября. Проект СТАРТ осенью объявит нового куратора. Это единственная программа, которая не просто раздает гранты молодым художникам, а дает уникальный опыт первой выставки. Мы по-прежнему стоим на рельсах современной культуры. Тот, кто ставит пессимистичный диагноз - слишком торопится. Все перемены, которые сейчас происходят с нашим Центром, ведут только к лучшему", - рассказала она .

Арт-дилер и галерист Владимир Фролов, чья галерея Frolov Gallery заняла освободившееся пространство "Меглинской", также утверждает, что "Винзавод" остается основным местом средоточия ведущих галерей современного искусства.

Не склонен поддерживать паникерские настроения и бывший арт-директор "Винзавода" Николай Палажченко. Он пояснил , что в любом бизнесе смена арендаторов - это норма.

"Если речь идет о культурном проекте, тогда смена арендаторов - это смена культурного ландшафта. И, если галереи уезжают - их можно заменить, быть может, даже более успешными", - сказал он.

А вот смены культурного ландшафта как раз и не произошло, так как на "Винзаводе" остался весь пул, который заявил об уходе с рынка. По мнению Палажченко, главная интрига заключается в том, что и как будут делать ведущие арт-галеристы.

По сути, главный вопрос сводится к тому, удастся ли галеристам и хозяевам "Винзавода" выработать новую, отвечающую актуальному моменту, программу действий.

БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ

Марат Гельман уверен, что менять ситуацию в политике "Винзавода" надо, но до обсуждения с Софьей Троценко галерист отказался озвучить свои конкретные планы. Зато признался , что может совсем покинуть это место, если ему не удастся убедить руководство "Винзавода" в своей позиции.

"Сегодня много разных мест, которые люди могут поднять, и которые ищут якорные проекты. Я не исключаю такой возможности. Но мне бы хотелось остаться здесь, очень комфортное пространство, его для нас делал Бродский", - пояснил он.

Есть шанс, что якорные арендаторы сейчас попробуют по максимуму "прогнуть" владельцев, чтобы совсем избавиться от аренды, или переложат на "Винзавод" часть расходов по своим выставочным проектам, а то и попробуют за счет владельцев реализовать более масштабные планы.

Основатель "Винзавода" Софья Троценко, от которой, по мнению большинства, и зависит судьба арт-кластера, пока никаких серьезных совместных планов с галеристами не строит, да и по другому пути, например, развитию девелоперской программы, строительству гостиницы или лофтов, с дальнейшим повышением коммерческой привлекательности места, идти не планирует.

Она пояснила, что, когда проект только начинался, в том числе думали и о строительстве музея современного искусства, но чисто технически строить в этом историческом месте можно на маленьком пятачке, и такие вложения окупятся нескоро.

Троценко собирается сосредоточиться на образовательной программе в области культуры, будет формировать программу открытых лекций по различным направлениям культуры и искусства, хотя ни свою школу, ни институт на "Винзаводе" не откроют. Зато у "Винзавода" уже есть проекты совместно со Школой визуальных искусств, возглавляемой Натальей Ударцевой и компанией RMA, занимающейся образованием в области интернет-бизнеса, музыкального продюсирования и арт-менеджмента.

ГОРОД НАМ ПОМОЖЕТ

Вряд ли за счет одной лишь образовательной программы к "Винзаводу" вернется пошатнувшийся общественный статус. Скорее всего, придется выработать новую стратегию. Эксперты считают, что как уникальное явление, которое дало сильнейший старт современному искусству страны, "Винзавод" свою миссию выполнил, и у него есть все шансы, чтобы начать новый цикл в сфере современного искусства.

Особенно, если удастся выйти за рамки ограниченного места. Например, если в ближайших окрестностях появится супермодное городское жилье, или будет клубный или фэшн квартал. Понятно, что здесь усилий "Винзавода" или тех инвесторов, которые будут готовы к нему присоединиться, явно недостаточно, и, скорее всего, город наконец-то должен сформировать свой план культурного развития с учетом уже существующего арт-кластера, как это, например, произошло с "Гаражом", прописавшимся в парке Горького.

Глава Sothebys Россия и СНГ Михаил Каменский признался, что не удивится, если в ближайший период найдется группа инвесторов, которая и стратегических проектировщиков, которые в союзе с правительством Москвы приступят к глобальной реконструкции этого направления столицы.

Впрочем, первые шаги в этом направлении уже делаются. Так, Сергей Капков, глава столичного департамента культуры, рассказал , что давно приглядывается к художественным центрам столицы и думает о том, как встроить "Винзавод", Artplay и дизайн-завод "Флакон" в общекультурную политику города. По его словам, есть мысль сделать велодорожки, которые бы объединяли все эти места, провести благоустройство территории по маршруту, разработать единую программу освещения улиц. Все это может быть реализовано уже в следующем году. Также он сказал, что готов помогать арт-кластерам, поддерживая некоторые их культурные проекты в области современного искусства.

Теперь слово за этими арт-кластерами, смогут ли они подняться над своими узкими интересами, забыть о конкуренции и объединиться, чтобы вывести Москву на новый уровень культурный уровень и дать толчок застопорившемуся рынку современного искусства.