Сто дней президентства Путина: центр решений в Кремле, новой стратегии еще нет
13 августа 2012 года
Накануне первых ста дней третьего президентского срока Владимира Путина политологи подвели итоги его деятельности: по их мнению, центр принятия решений окончательно сосредоточился в Кремле, предвыборные обещания реализуются, однако новая стратегия экономической и социальной политики так и не выработана, а на фоне устойчивого консервативного большинства, поддерживающего главу государства, сформировался средний класс, желающий серьезных и глубоких политических реформ. При этом эксперты по-разному оценивают проводимую Путиным внутреннюю политику: одни полагают, что избежать "закручивания гаек" не удалось, другие - что каких-либо радикальных мер в отношении несогласных и протестующих не последовало.
Во вторник исполняется 100 дней с инаугурации Путина на посту главы государства, которая состоялась 7 мая.
РОЛЬ КРЕМЛЯ И ПРОВОДИМЫЙ КУРС
Политолог Владимир Слатинов отметил, что с возвращением Путина все основные политические решения принимаются в Кремле.
"Путин перемешал функции между администрацией президента и правительством. Он создал вокруг себя такое большое правительство: это администрация, плюс собственно правительство Медведева - с перемешанными функциями, и таким образом уравновешенными различными игроками и группами влияния. И вот в этой конструкции Путин остается верховным арбитром, который собственно и принимает ключевые решения", - сказал он.
По мнению эксперта, такая модель "хороша для Путина тем, что по-прежнему сохраняет за ним статус доминирующего игрока", однако она "не позволяет запустить какой-то жесткий, однозначно выдержанный политический курс".
"На самом деле, прошло уже действительно сто дней, а новая стратегия экономической и социальной политики, по сути, не заявлена", - полагает Слатинов.
Политолог высказал мнение, что содержание политики сейчас сводится к двум вещам: с одной стороны, это реакция на процессы в мировой экономике, с другой - реализация отдельных положений из предвыборных статей Путина.
"Мы реагируем на то, что происходит в мировой экономике. Например, сейчас прощупывание возможностей антикризисной политики есть. И второе - те статьи Путина, которые публиковались до президентских выборов и которые рассматриваются как политическая программа. Отдельные положения из них они действительно, так или иначе, реализуются", - отметил Слатинов.
Путин опубликовал семь программных статей в начале года. Первая появилась 16 января в "Известиях" и стала вступительной частью предвыборной программы. Вторая статья, посвященная национальному вопросу, была опубликована в "Независимой газете". Третья ("О наших экономических задачах") - в "Ведомостях", четвертая ("Демократия и качество государства") - в "Коммерсанте". Пятая статья о социальной политике вышла в "Комсомольской правде", шестая (о реформе армии) - в "Российской газете", а седьмая (по международной проблематике) - в газете "Московские новости".
"Но даже тогда уже было понятно, что эти статьи все-таки не являются стратегией. Да, это определенный план действия в каких-то сферах, или набор мер в каких-то сферах - достаточно, может быть, значимых и важных, но они не объединены никакой единой методологией", - добавил Слатинов.
ЗАКРУЧИВАНИЕ ГАЕК?
Эксперты разошлись во мнениях относительно вопроса ужесточения Путиным внутренней политики, о котором говорила оппозиция.
"Увы, опасения насчет "закручивания гаек" оправдались. Это касается двух аспектов - во-первых, чисто институционального: речь о законах. И второе, вообще атмосферы. Атмосфера, конечно, стала более конфронтационной", - считает Слатинов.
Он напомнил, что в течение марта-апреля происходила "дореализация медведевской политической реформы", в частности, были приняты законы об упрощенном порядке регистрации партий и губернаторских выборах.
"А затем, прямо после первого "марша миллионов" фактически началась политическая контрреформа. Она реализована в виде трех основных позиций: закона о митингах, закона об НКО, закона о клевете", - сказал Слатинов.
Все три закона вызвали большой общественный резонанс. После окончившегося массовыми беспорядками 6 мая оппозиционного "марша миллионов" Госдумой был принят закон о митингах, который в десятки раз увеличил штрафы за нарушения на уличных акциях, ввел обязательные работы для нарушителей, запретил приходить митинги в масках и в состоянии алкогольного опьянения, проносить оружие или предметы, используемые в качестве оружия. Документ вступил в силу 9 июня.
Законопроект об НКО был рассмотрен Госдумой в последний день работы сразу в двух чтениях и принят - парламент присвоил статус "иностранного агента" НКО, финансируемым из-за рубежа и занимающимся политикой, обязав их встать в специальный реестр. В последний день сессии Дума приняла также поправки в Уголовный кодекс России, восстанавливающие статью "клевета". Этот законопроект также бурно обсуждался в обществе, в частности, на просторах российского сегмента интернета, и вызвал негативную реакцию многих представителей журналистского сообщества, которые усмотрели в нем стремление ограничить свободу слова, например, права выступать с критикой власти.
Политолог Павел Святенков также высказал мнение, что "некоторое закручивание гаек произошло", и оно было направлено против городского среднего класса. "Это касается и повышения штрафов за нарушение правил участия в митингах, аресты ряда участников митингов", - пояснил эксперт.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин, напротив, убежден, что "страну и политическую систему удается удерживать от откровенно репрессивных мер в отношении так называемых несогласных и протестующих".
"То, в чем Владимира Путина подозревали чуть ли не все, этого не происходит, это очевидно. Курс на относительную либерализацию, на раскручивание гаек в значительной степени сохранен", - полагает он.
ПОДДЕРЖКА БОЛЬШИНСТВА
По мнению Мухина, основная задача, которая стояла перед Путиным после избрания в третий раз президентом, - не растерять свою популярность.
"Понятно, что в обществе существовала и существует некая усталость от Владимира Путина, и на этом пытаются сыграть оппозиционеры... Действительно, рейтинг главы государства в значительной степени испытывает некую волатильность, он колеблется, и существуют периоды, когда он был гораздо ниже, чем был до этого. В этой связи Владимиру Путину предстоит - и усилия в этом направлении предпринимаются - выполнить свои предвыборные обещания, что он в последнее время и делает, по-моему, довольно регулярно и настойчиво", - сказал эксперт.
По данным ФОМ, рейтинг доверия Путина в начале августа составил 44%. В марте этого года Путину, согласно исследованию, доверяли 55% респондентов, в апреле - 53%, в июне - 47%, в июле рейтинг колебался от 44 до 47%. Опрос ФОМ проводился среди 3 тысяч респондентов в 204 населенных пунктах 64 субъектов РФ.
Политолог Павел Святенков высказал мнение, что Путину удалось "укрепить свою легитимность, и общественное мнение, в том числе оппозиция, сквозь зубы признали, что он победил на выборах и является законным президентом".
"Острую фазу политического кризиса Путину удалось снять, но кризис сам по себе не прекратился, а приобрел такую вялотекущую подспудную форму, вполне возможно протест продолжится осенью", - считает он.
Слатинов отметил, что в результате возвращения Путина "мы получили очень интересное структурное противоречие".
"В смысле численности - и последние выборы в Госдуму, и череда выборов региональных, и многочисленные опросы - они все показывают, что Путина поддерживают 50 с хвостиком процентов населения. То есть путинское большинство есть. Но это большинство патерналистское, консервативное. И одновременно с этим в России возник достаточно вызревший и все более осознающий свои интересы средний класс - это от четверти до трети населения страны, которое категорически не желает существовать в той политической системе, которую пытается сохранить Владимир Владимирович", - сказал политолог.
При сохранении путинского большинства, порядка 25-33% граждан РФ "требует серьезных глубоких политических перемен", и формат предложенной политической реформы этих людей не устраивает, добавил он.
ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ
Эксперты рассказали и о своем видении дальнейших задач, стоящих перед главой государства.
"Перед Путиным сейчас задач очень много. И базовая задача - это отход от той экономической модели, которая создавалась последние 12 лет при участии самого Владимира Владимировича, которая подразумевает чрезмерную опору российской экономики на экспорт сырья на Запад", - считает Святенков.
По его мнению, такая модель экономики создает социально взрывоопасную ситуацию, связанную со значительным разрывом в доходах населения.
"Для того чтобы ее изменить, необходимы очень серьезные усилия руководства страны. Если российская экономика будет развиваться по тому сценарию, по которому она идет сейчас, то она будет накапливать существенную уязвимость, потому что нынешняя экономическая модель не позволяет России технологически развиваться. Происходит деградация, в том числе, и вооруженных сил, промышленности, а все это несет угрозу краха государства, если цены на нефть упадут слишком сильно", - сказал Святенков.
Мухин высказал мнение, что "существует очень жесткая необходимость формулирования новой стратегии для страны, для того чтобы она в условиях разрастающегося кризиса в мире: финансового, экономического, чувствовала некоторую уверенность в завтрашнем дне". С необходимостью выработки четкой стратегии согласился и Слатинов.
"Но выработать стратегию сложно в условиях вот этой политической конструкции, которая должна предусматривать определенные компромиссы", - отметил он.
Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что пришло время всерьез заняться децентрализацией.
"Надо понимать, что вертикаль властная, она уже не работает. Надо заниматься не усилением властной вертикали, ... а передачей полномочий на места... Надо заниматься децентрализацией, вспомнить, в конце концов, что мы федеративное государство. Об этом Владимир Владимирович как-то не говорит, хотя пассажи такие были в ходе избирательной кампании", - сказал Хомяков.