Саамы в Мурманской области отметили свой праздник шаманскими обрядами и футболом
9 августа 2012 года

Саамы Мурманской области отметили день коренных народов мира в городе Апатиты большим праздником, в программе которого были народные песни, танцы, шаманские обряды и женский саамский футбол.

Саамы являются коренным народом Кольского полуострова, живут в основном в Кольском, Терском, Ловозерском и Ковдорском районах. По данным переписи населения 2010 года, в области проживают 1,6 тысячи представителей этого народа. Саамы живут на территориях своих предков, стараются сохранять самобытный уклад жизни и собственный язык. Большинство живут родовыми общинами, занимаются оленеводством, рыболовством, народными промыслами.

КАДРИЛЬ И ФУТБОЛ ПО-СААМСКИ

У саами много традиций, сохранившихся от предков. Они проявляются в народных костюмах, главные цвета которых синий и красный, в головных уборах, в песнях, народных забавах, вроде перетягивания палки, и в танцах. Один из главных - саамская кадриль.

"Я учила этот танец у родителей. Теперь мои дети танцуют. Есть элементы - три человека танцуют вместе - это упряжка, есть элемент - ручеек. Этот танец был утрачен, наши родители восстанавливали его по движению", - рассказала представительница саами Анна Сапельникова.

А вот в футбол у саами играют только девушки - это старинный обычай. Кожаный мяч, набитый оленьей шерстью не катают, а толкают. Причем, играть нужно в длинных сарафанах до пят - это дает возможность при возникновении опасной ситуации на поле просто спрятать мяч в длинных юбках.

"Это часть саамской культуры. В эту игру играли еще наши бабушки. Это очень весело и азартно - нужно просто затолкать мяч в ворота противника. Воротами может служить все что угодно, даже кусты. Нельзя брать мяч в руки, толкаться и жульничать. Можно зажать мяч ногами под юбкой", - рассказала одна из участниц футбольного матча в день коренных народов мира Анна из села Ёна.

ЯЗЫК ЖИВ, ПОКА НА НЕМ ГОВОРЯТ

Анна не говорит по-саамски. Язык уже ушел из семей, из школ, и даже немногие его носители в обычной жизни предпочитают говорить по-русски.

"Это очень большая проблема. Раньше говорили на разных диалектах, теперь бы просто сохранить саамский язык. У молодежи нет заинтересованности, в селах не говорят, не используют в семьях. Есть единицы из тех, кто является носителями, мы их записываем на магнитофон, потому что язык уходит", - рассказала председатель родовой общины Ёна Татьяна Цмыкайло.

С этой же проблемой столкнулись редакторы единственной в России саамской радиостанции - она находится в селе Ловозеро. Радиостанция начала вещание в августе пока только в интернете, идет набор сотрудников

"Трудно найти молодых людей - дикторов, которые в совершенстве владеют саамским языком. Мы нашли несколько дикторов, но им уже за 50 лет", - рассказала директор станции Валентина Совкина.

Впрочем, в последние годы, отмечают сами саамы, к языку стали относиться бережнее - организуются курсы, летние лагеря для молодежи, где единственным языком общения является саамский.

"Я верю, что заговорят саамы на своем языке. Нужно время и желание", - с уверенностью говорит Татьяна.

ЗАГАДАЙ ЖЕЛАНИЕ И СОЖГИ ЕГО

Один из важных элементов любого саамского праздника - шаманский обряд. Правда, настоящие шаманы, в силу которых до сих пор верят многие саамы, не стремятся к популярности, предпочитают ворожить с глазу на глаз.

"Люди обычно не говорят, вот я шаман, я тебе помогу. Он старается помочь, обращается к духам, но нет гарантии, что все произойдет так, как просит шаман. Люди верят, потому что шаманизм существует, духи есть везде", - объясняет молодой саам Семен Большунов.

По его словам, все представители саами, особенно старшего поколения, что-то умеют - лечить болезни, менять погоду, общаться с духами.

"А шаман обладает большими способностями. Если какая проблема, идут к шаманам и просят. Если олени исчезли - просят найти, чтобы рыба пришла. Стараются по мелочам шаманов не тревожить", - объясняет Семен.

Шаман Надежда не раскрывает секретов, говорит, что почувствовала свои особые способности в детстве, с тех пор общается с духами - шаманит.

Несколько сотен человек, которые пришли на праздник в Апатитах, по традиции написали свои заветные желания на кусочках бумаги, которые во время обряда шаман бросила в огонь.

НАДЕЖДА НА СААМСКИХ ДУХОВ И ГОСПОДДЕРЖКУ

Впрочем, саамы рассчитывают не только на добрые силы. Чтобы выжить, остаться единым народом, сохранить уклад жизни и самобытную культуру, нужны немалые средства. Сегодня, признают они, поддержка государства, прежде всего финансовая, ощущается как никогда прежде.

Об этом же говорит статистика: количество родовых общин на Кольском полуострове постепенно растет. Сегодня их 21, еще три - в стадии формирования.

"Поддержка коренных малочисленных народов осуществляется по двум направлениям: ведомственная программа социального и экономического развития коренных малочисленных народов мира. Вторая часть - по линии агропромышленного комплекса, поддержка традиционного оленеводства", - рассказал заместитель губернатора Мурманской области Павел Богушевич.

По его словам, представителям коренных народов выделяются земли под пастбища, рыбопромысловые участки. В этом году саамские общины бесплатно получили квоты на вылов рыбы: 375 тонн трески и пикши, 15 тонн семги, без ограничения можно ловить щуку, налим.

Кроме того, еще одна идея, которую представители правительства обсуждают с оленеводами, это введение моратория на убой самок оленя на ближайшие два-три года.

"Необходимо нарастить поголовье оленя на Кольском полуострове, чтобы этот промысел был более рентабельным. Можно за пару лет быстро нарастить поголовье до 75 тысяч (сейчас 50 тысяч). А объем производства мяса увеличится в 2-2,5 раза", - пояснил Богушевич.