Минфин к концу августа сформирует кризисный бюджет РФ
22 августа 2012 года
Минфин РФ в течение двух недель закончит работу над планом действий финансовых властей страны в случае кризиса - так называемым "кризисным бюджетом", сообщил агентству "Прайм" источник в министерстве.
Минэкономразвития РФ подготовило так называемый кризисный прогноз социально-экономического развития РФ на 2013-2015 годы, который учитывает возможность падения цены на нефть до 60 и до 80 долларов за баррель в 2013 году. Минфин, исходя из этого прогноза, должен подготовить антикризисный бюджет.
"К концу следующей недели, до 31 августа, доложим по плану антикризисных мероприятий"
Он сообщил, что к этому сроку будет принят в окончательном виде и прогноз по развитию возможного кризиса в России, подготовленный Минэкономразвития.
Источник напомнил, что речь не идет о формировании полноценного альтернативного бюджета страны на следующий год. "Это будет именно план действий на случай возможного кризиса", - подчеркнул он.
Ранее замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщала, что документ будет представлять собой поведенческую модель на случай резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры.
Госдума 13 июля приняла в третьем чтении закон, которым расширяются полномочия правительства по антикризисным мерам, начиная с 2012 года. Дополнительные антикризисные меры на последующие годы должны быть заложены сразу в бюджет на 2013-2015 годы.
Так, уже в этом году действует временная норма, позволяющая правительству без внесения поправок в бюджет принимать решения об использовании средств Резервного фонда на сокращение долговых обязательств, заимствований, обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе с возможностью превышения общего объема расходов федерального бюджета при предоставлении межбюджетных трансфертов. Закон дополняет эту норму положениями, позволяющими правительству без внесения изменений в закон о федеральном бюджете направлять средства Резервного фонда и на поддержку стабильности российской экономики, финансового рынка, рынка труда, социальное обеспечение населения и другие меры социальной политики.
При этом вводится ограничение, в соответствии с которым объем средств Резервного фонда, направляемый на данные цели, не может превышать 5% от общего объема расходов, утвержденных законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год. В настоящий момент эта цифра составляет для 2012 года 12,745 триллиона рублей (дефицит бюджета при этом предполагается в 0,1% ВВП).
Вместе с тем в закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" вносится изменение, устанавливающее ограничение размера использования средств Резервного фонда и средств, подлежащих перечислению в Резервный фонд, в 200 миллиардов рублей.
Кроме того, в целях поддержания стабильности банковской системы и защиты законных интересов вкладчиков и кредиторов банков в 2012 году в случае ухудшения экономической конъюнктуры предполагается осуществить дополнительную капитализацию банков путем обмена облигаций федерального займа (ОФЗ) на привилегированные акции кредитных организаций. В связи с этим закон предоставляет правительству право провести эмиссию ОФЗ с постоянным купонным доходом в объеме до 150 миллиардов рублей по номинальной стоимости со сроком погашения в 2022 году и их размещение путем заключения договора мены на акции кредитных организаций.
Еще одна возможность помочь предприятиям, нуждающимся в поддержке, - это предоставление госгарантий. Предполагается, что правительство будет делегировать Минфину полномочия по принятию решений о предоставлении госгарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юрлицами, отобранными в порядке и на цели, установленные правительством. Сроки возврата суммы такого кредита (выплаты номинальной стоимости облигаций), согласно законопроекту, составят от трех до семи лет.