Каждый пятый россиянин хотя бы раз за последний год пользовался денежными переводами
30 августа 2012 года

Каждый пятый россиянин хотя бы раз за последний год воспользовался услугой денежных переводов, при этом средняя сумма, отправленная/полученная за год одним пользователем, составила порядка 27 тысяч рублей, таковы результаты опроса, проведенного исследовательским холдингом "Ромир".

Несмотря на то что системы денежных переводов распространены в России довольно давно и являются востребованной услугой любого банка, только 6% участников опроса сказали о том, что отправляют или получают денежные переводы раз в месяц и чаще.

Более чем три четверти опрошенных (79%) не пользовались услугами отправки/получения денежных переводов за последний год.

Эксперты "Ромир" отмечают, что аналогичный онлайн-опрос городского населения в июне этого года показал иные результаты: 18% горожан переводили или получали деньги регулярно (раз в месяц и чаще), 23% - раз в квартал, а 24% опрошенных - 1-2 раза в течение года. Не пользовались этой услугой 35% жителей российских городов.

"Такая ощутимая разница в результатах объясняется более высокой экономической активностью жителей городов и определенными особенностями их стиля потребления на фоне всего населения страны", - полагают эксперты.

Среди респондентов, пользующихся услугой денежных переводов, преобладают отправители переводов (63% опрошенных). Самыми активными отправителями являются россияне 35-44 лет - в 70% случаев они отправляли переводы и только в 30% - получали.

БАНКОМАТ УДОБНЕЕ

Россияне предпочитают отправлять/получать деньги в первую очередь через банкомат (22%) и в офисе своего банка, где уже имеется счет (22%).

"Использование банкоматом свойственно в большей степени получателям денежных средств в силу шаговой доступности этого способа и простоты процесса получения денежных средств; офис банка в большей степени предпочитают именно отправители посылок, так как гарантировано получения адресатами денежных переводов", - говорится в исследовании.

Почтовые отделения являются третьим по предпочтениям способом денежных переводов (18%). Перевод/отправка денег через почтовые отделения остается приоритетным способом переводов для населения старше 60 лет и россиян с низким доходом.

ПЕРЕВОД В ПОМОЩЬ

Для большинства россиян (51%) денежные переводы - это регулярная финансовая поддержка. Такой вариант ответа несколько чаще, чем в среднем по выборке давали молодые респонденты 18-24 лет и пенсионеры. При этом среди участников опроса в возрасте старше 60 лет практически никто не пользуется денежными переводами для оплаты услуг и товаров, но денежный перевод в качестве поздравления с праздником они отправляют/получают чаще граждан остальных возрастных категорий.

Половина опрошенных (50%) с помощью денежных переводов отправили/получили за год сумму до 10 тысяч рублей. Еще 19% респондентов ответили, что за прошедший год отправили или получили общую сумму в размере от 10 до 20 тысяч рублей. И 15% участников опроса назвали сумму в диапазоне от 20 до 50 тысяч рублей. По подсчетам исследователей, в среднем сумма, отправленная/полученная за год одним пользователем с помощью систем денежных переводов, составляет порядка 27 тысяч рублей.

КОМУ ОТПРАВЛЯЮТ

Наиболее распространенным видом денежного перевода среди россиян является внутренний денежный перевод. Так, 87% россиян отправляли денежные переводы в другие города России и только 13% совершали международные денежные переводы в страны СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

"Опрос проводился среди граждан России по национальной репрезентативной выборке. Таким образом, в опросе не участвовали трудовые мигранты, которые являются активными пользователями систем денежных переводов. Этим и объясняется столь высокая доля внутренних переводов, которые регулярно осуществляются россиянами", - поясняют в "Ромир".

В большинстве случаев адресатами денежных переводов являются родственники (родители, дети, супруги) и друзья - об этом говорят 78% респондентов. Около 12% опрошенных оплачивают услуги и покупки путем денежного перевода физлицам, а 9% совершают переводы коммерческим организациям.

В опросе по национальной репрезентативной выборке приняли участие 1500 респондентов в возрасте от 18 до 60 лет и старше, проживающие как в городах, так и в сельской местности во всех 8 федеральных округах.

"Ромир" - крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях.