Государство сохранит контроль над украинскими облгазами после приватизации
9 августа 2012 года

Государство сохранит контроль над региональными газоснабжающими компаниями после их приватизации, однако стартовавшая продажа государственных пакетов акций облгазов не решает ключевых проблем внутреннего газового рынка, считают украинские отраслевые эксперты.

В октябре 2011 года правительство Украины решило выставить на продажу государственные доли в областных газоснабжающих компаниях. Всего планируется продать 48 госпакетов акций от 1% до 26% в уставном капитале облгазов, с сохранением 25% участия государства в уставном капитале этих компаний. Первый конкурс по продаже 25% пакета акций "Николаевгаза" состоялся 1 августа. Пакет был приобретен компанией "Газтэк" за 18,97 миллионов гривен (2,37 миллиона долларов). С 29 августа по 4 сентября состоятся конкурсы по продаже госпакетов еще пяти облгазов.

Так, эксперт энергетических программ Центра Разумкова Сергей Дьяченко считает, что приватизация газораспределительных компаний не несет угрозы национальной безопасности, поскольку государство сохранит контроль над газораспределительными сетями, а также продолжит регулировать тарифную политику облгазов.

"Даже в нынешнем варианте правовых отношений изъятие из контроля государства газораспределительных сетей практически невозможно. Облгазы не могут работать вне контроля государства, поскольку они выполняют стратегическую функцию по обеспечению газом потребителей. К тому же, как и в случае с другими естественными монополиями, тарифы, по которым работают облгазы, регулируются государством", - отметил Дьяченко в ходе круглого стола, посвященного вопросам приватизации облгазов.

По мнению секретаря экспертного совета по вопросам рынка природного газа Леонида Униговского, распределение газа, которым занимаются региональные газоснабжающие компании, в нынешних экономических реалиях сложно назвать привлекательным бизнесом.

Он напомнил, что облгазы являются естественными монополистами, тарифы которых регулируются Национальной комиссией регулирования энергетики (НКРЭ). Государство в лице НКРЭ закладывает в тариф рентабельность, которая не превышает 5-6%, при этом не менее 50% прибыли должно направляться на финансирование инвестиционных программ. Более того, 48,4% тарифа на транспортировку газа потребителям составляют затраты на так называемый топливный газ, цена которого приравнена к цене для промышленности или около 500 долларов за тысячу кубометров. При этом эксперт отметил, что рост доходности облгазов в 2011 году был искусственным и произошел исключительно по причине списания парламентом миллиардных долгов перед "Нафтогазом Украины", а также благодаря включению в валовые доходы кредиторской задолженности, по которой имеются решения судов.

По мнению Униговского, данные обстоятельства существенно снижают интерес у потенциальных покупателей к предложенным пакетам акций облгазов, а отдельные иностранные инвесторы, например структуры российского предпринимателя Виктора Вексельберга, спустя несколько лет присутствия на украинском рынке, вообще, продали принадлежавшие активы в области распределения газа.

В свою очередь директор института энергетических исследований Дмитрий Марунич также указал на то, что в настоящее время облгазы не являются собственниками газораспределительных сетей, а действующая законодательная и нормативная база обеспечивает все необходимые полномочия по регулированию газораспределительного рынка государственными структурами.

"Это создает значительные риски для нынешних и будущих собственников облгазов, которые фактически не защищены от произвола политиков", - считает эксперт.

Около 90% газораспределительных сетей на Украине принадлежат государству в лице фонда государственного имущества. Сети находятся в оперативном управлении НАК "Нафтогаз Украины", который, в свою очередь, сдает их в аренду региональным газоснабжающим компаниям.