День Военно-воздушных сил РФ
12 августа 2012 года

День Военно-воздушных Сил России отмечается 12 августа.

Ниже приводится справочная информация.

Согласно указу президента РФ от 29 августа 1997 года "Об установлении Дня Военно-воздушных сил", праздничные мероприятия проводятся в День Воздушного Флота России (в третье воскресенье августа).

Дата празднования Дня ВВС была подтверждена Указом президента России от 31 мая 2006 года "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации". Согласно указу День ВВС получил статус памятного дня. Этот памятный день призван способствовать возрождению и развитию отечественных воинских традиций, повышению престижа военной службы, и установлен в знак признания заслуг военных специалистов в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

Дата праздника определена по найденному в архивах приказу по Военному ведомству России от 12 августа (30 июля по старому стилю) 1912 года, согласно которому была сформирована специальная воздухоплавательная часть в Главном управлении Генерального штаба. Этот день и принято считать отправной точкой в создании военной авиации России.

Первые самолеты, пригодные для использования в военных целях, появились в начале XX века. С 1910 года Военное министерство России начало приобретать самолеты и готовить военных летчиков. К августу 1914 года в русской военной авиации имелось уже 39 авиаотрядов, насчитывавших 263 самолета.

Первая мировая война значительно ускорила дальнейшее развитие военной авиации. На полях сражений были подтверждены широкие возможности боевого применения самолетов: вначале для разведки, а затем для поражения наземных и воздушных целей.

К осени 1917 года военная авиация России из вспомогательного средства разведки и связи превратилась в самостоятельный род сухопутных войск, включавший в себя разведывательную, истребительную и бомбардировочную авиации.

Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. К ноябрю 1918 года в советских ВВС было 38 авиаотрядов, к марту 1919 года - 61, а к декабрю 1920 года - 83 авиаотряда (в т. ч. 18 морских).

В СССР после окончания Гражданской войны (1917-1922 годы) за короткий срок были восстановлены и частично расширены авиационные предприятия, налажен выпуск самолетов отечественных конструкций. В 1924-1933 годах на вооружение поступили истребители И-2, И-3, И-4, И-5, разведчики Р-5, тяжелые бомбардировщики ТБ-1 и ТБ -3. В 1940-1941 годах начался серийный выпуск новых истребителей Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщиков Пе-2, штурмовиков Ил-2.

Одновременно с количественным и качественным ростом ВВС совершенствовалась их организационная структура. В 1924 году в ВВС основной организационной единицей стала эскадрилья, с 1927 года началось формирование авиационных бригад, в 1933 году созданы авиационные корпуса тяжелобомбардировочной авиации, а в 1936-1938 годах оперативные объединения тяжелобомбардировочной авиации - три армии особого назначения. В 1939-1940 годах ВВС были переведены с бригадной организации на полковую и дивизионную.

К началу Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года) в ВВС имелось 79 авиационных дивизий и 5 авиационных бригад, было сформировано 19 авиационных полков, вооруженных новыми типами самолётов, продолжалось оснащение частей ВВС новой техникой и реорганизация авиационного тыла.

В первые дни войны советские ВВС понесли значительные потери. В тяжелых условиях принимались меры по укреплению ВВС, перестройке авиационной промышленности, подготовке авиационных кадров. К середине лета 1943 года советские ВВС прочно завоевали стратегическое господство в воздухе.

За годы войны (в 1941-1945 годах) советские ВВС совершили около 3125 тысяч самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 48 тысяч самолетов противника.

В послевоенный период произошёл переход от поршневой авиации к реактивной, продолжалось совершенствование организационной структуры частей и соединений. Одним из компонентов стратегических ядерных сил стала дальняя авиация, основу которой составили сверхзвуковые ракетоносцы. Фронтовая авиация была оснащена сверхзвуковыми всепогодными бомбардировщиками, истребителями-бомбардировщиками, штурмовиками, истребителями, разведчиками, транспортными и специальными самолётами. Военно-транспортная авиация получила на вооружение современные большегрузные самолёты.

В РФ в 1998 году ВВС были объединены с войсками противоздушной обороны (ПВО) в один вид вооруженных сил - Военно-воздушные силы. В конце 2002 года в состав ВВС вошла армейская авиация Сухопутных войск.

В организационной структуре ВВС произошли серьезные изменения - были ликвидированы авиадивизии и авиаполки. Созданы семь крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой.

Современные Военно-воздушные силы являются важнейшей составной частью Вооруженных Сил Российской Федерации. В настоящее время они предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск; поражения войск и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск других видов Вооруженных Сил и родов войск.

ВВС России включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами войск ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты), топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации.

По своему предназначению и решаемым задачам авиация ВВС подразделяется на дальнюю, фронтовую, военно-транспортную и армейскую авиацию, которые, в свою очередь, могут иметь в своем составе бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

Основу боевого состава ВВС составляют авиационные базы и бригады Воздушно-космической обороны.

На вооружении ВВС России в основном состоят образцы авиационной техники разработки 1970-1980-х годов. На период до 2020 года запланировано радикальное обновление существующего парка летательных аппаратов. Новые самолеты и вертолеты уже начали поступать в войска. На современную военную технику с улучшенными боевыми характеристиками переведено 30 авиационных эскадрилий. В целом к 2020 году планируется довести долю современной авиационной техники в войсках до 70%.

К 2020 году ВВС должны получить более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения ПАК ФА (Т-50), больше тысячи вертолетов.

12 августа 2012 года исполняется 100 лет со дня создания Военно-воздушных сил.

14 марта 2012 года президент РФ подписал указ "О праздновании 100-летия создания Военно-воздушных сил", что дало старт к началу проведения мероприятий, приуроченных к этому историческому событию.

В честь памятной даты в период со 2 по 19 августа главным командованием ВВС организован ряд праздничных мероприятий. Одним из них является авиационный праздник в Жуковском с участием руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий оборонно-промышленного комплекса и общественных организаций России, командующих военно-воздушными силами иностранных государств.

Всего в воздушном празднике в Жуковском примут участие более 50 самолетов оперативно-тактической авиации, такие как Су-24, Су-25, Су-27, Су-34, МиГ-29, МиГ-31 и Як-130, девять самолетов дальней авиации (Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160), около 20 самолетов военно-транспортной и специальной авиации. Армейская авиация будет представлена 20 вертолетами - Ми-8, Ми-28, Ми-35, Ка-52, Ми-26 и "Ансат".