Россия на налоговом перепутье: повышать или реформировать
20 ноября 2010 года
Участники прошедшей в пятницу налоговой конференции констатировали, что Россия пока идет по простому пути сокращения дефицита бюджета, повышая фискальную нагрузку на бизнес. Они сошлись во мнении, что для экономики предпочтительнее другой вариант, требующий глубоких структурных преобразований: надо уменьшать расходы путем повышения их эффективности, а доходы увеличивать за счет улучшения условий для бизнеса и налогового администрирования.
ПУТЕМ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
В ходе состоявшейся в пятницу конференции "Налогообложение - современный взгляд" вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что фискальная нагрузка в 2011 году увеличится на 2% ВВП, и это не временная мера, а тренд. "Мы переходим к тенденции повышения налогов", - сказал он. Аналогичное решение уже приняли многие европейские страны.
По словам главы Минфина, дефицит федерального бюджета в текущем году будет ниже официального прогноза и составит 4,6% ВВП. Его можно было бы обнулить путем отказа от налоговых льгот, которые сейчас составляют около 5% ВВП, отметил Кудрин, но уточнил, что не предлагает ликвидировать все льготы.
"Ликвидация льгот, конечно, позволила бы избавиться от дефицита, но ликвидация дефицита не должна стать главной целью", - рассуждает в этой связи аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. В первую очередь отмена льгот ударит по населению страны, пострадают и сами предприятия, как крупные, так и малые, и средние, в то время как государство должно их поддерживать, считает Сафонов.
Кудрин в ходе конференции подчеркнул, что Россия стоит перед выбором - уделять больше внимания повышению эффективности расходов или сосредоточиться на повышении налогов. Сам он выступает за первый путь, и Минфин подготовил программу повышения эффективности расходов государственного бюджета.
В частности, поэтапное повышение пенсий можно было компенсировать путем оптимизации обязательств, а страховые взносы повысить лишь частично. К структурным мерам в этой ситуации можно отнести сокращение досрочных пенсий и повышение пенсионного возраста, отметил Кудрин.
Однако Россия выбрала второй путь - решив увеличить с 2011 года страховые взносы, она поступила как слабое государство, считает глава Минфина. По его мнению, это решение было политическим.
С 2010 года работодатели в РФ вместо единого социального налога (ЕСН) платят страховые взносы во внебюджетные фонды. Их ставка сохранена на уровне базовой ставки ЕСН, действовавшей в 2009 году, - 26% от фонда оплаты труда. С 2011 года страховые взносы для большинства предприятий вырастут до 34%.
ДИСКУССИЯ В ЖИЗНИ И В БЛОГЕ
Кудрин на конференции также заявил, что выступает за создание "нейтральной налоговой системы" и равных условий для бизнеса. В свою очередь принявший участие в мероприятии помощник президента РФ Аркадий Дворкович не согласился с мнением главы Минфина, отметив, что нейтральной налоговой системы в жизни не бывает и стремление к ней - ложный посыл, поскольку разные отрасли имеют разные возможности для развития, и создание равных условий не будет отвечать задачам конкуренции.
Также Дворкович написал в Twitter о несогласии с позицией Кудрина, что налоги надо повышать для снижения дефицита бюджета. "Я не согласен. Расходами надо заниматься", - написал он в микроблоге. "Оказывается, Кудрин тоже за снижение расходов, но считает, что это сложно", - чуть позже добавил помощник президента РФ.
На конференции он заявил, что добиться сокращения бюджетного дефицита можно за счет повышения экономической активности, а путь к этому - снижение нагрузки на бизнес - от налоговой до административной и коррупционной. По оценке контрольного управления президента РФ, потенциал экономии бюджета только за счет улучшения работы системы госзакупок составляет порядка одного триллиона рублей в год. Это огромный резерв для отказа от повышения налогов, а то и для их снижения, считает Дворкович.
Чиновники также разошлись в оценке последствий повышения страховых взносов. Кудрин не видит в этом серьезных рисков, Дворкович же уверен, что надо разработать механизмы смягчения потерь для малого бизнеса.
Принявший участие в конференции глава Сбербанка Герман Греф сказал, что повышение страховых взносов сведет к нулю экономию средств, полученных в результате программы оптимизации расходов банка в течение 2,5 лет. По его мнению, ожидаемого экономического роста в России невозможно достичь при одновременном повышении налогов и падении численности работающих. Налоговый прессинг негативно отразится на малом бизнесе, который является одним из важных источников роста экономики, считает Греф.
Дворкович высказался в Twitter, что дискуссия о налогах в его микроблоге жестче, чем на конференции. "Разделяю многие предложения, хотя не все возможно", - написал он. Участники обсуждения выступали против повышения налогов и говорили о чрезмерной раздутости некоторых статей госрасходов. "Скоро Минфин станет департаментом Пенсионного фонда. Других расходов просто не останется", - написал в микроблоге Дворковича ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау.
ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПОТОКА
По словам главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, сбор налогов в консолидированный бюджет РФ вернется на докризисный уровень уже в первом квартале следующего года. Он напомнил, что в 2008 году этот показатель составил свыше 7 триллионов рублей - максимум за всю новейшую историю России.
Одним из важных источников налогового потока Минфин считает постепенный рост сборов имущественных налогов в течение пяти лет. Это будет достигаться, в том числе, за счет "администрирования, рыночной оценки имущества, расширения базы", отметил Кудрин. Сейчас налог на имущество взимается с организаций в региональные бюджеты с балансовой стоимости имущества, переход на его расчет по рыночной стоимости возможен в 2013 году, но лишь в отдельных регионах.
По мнению Сафонова из "Инвесткафе", повышение налога на имущество, даже постепенное, не пройдет незаметно. "Дело в том, что новые расходы буду переложены на потребителей, в виде увеличения цен", - пояснил он. В Москве льготы были отменены только на имущество организаций, используемое для занятий научной деятельностью, для городской службы похоронного дела, а также на имущество аэродромов и вокзалов, но даже это может сказаться на увеличении расходов населения, считает Сафонов.
Также Кудрин считает возможным дальнейшее повышение НДПИ на газ. После недавних налоговых новаций до 2013 года включительно ставка НДПИ на газ увеличится на 80%, на нефть - на 12%. При этом потенциал увеличения фискальной нагрузки на нефтянку глава Минфина считает исчерпанным. В связи с идеей повысить экспортные пошлины на нефтепродукты на внешней границе Таможенного союза нефтяным компаниям, возможно, итак придется заплатить в бюджет дополнительно 15 миллиардов долларов. Сейчас обсуждается вопрос, как компенсировать нефтяникам эти затраты, добавил Кудрин.
БУДУЩЕЕ - В АДМИНИСТРИРОВАНИИ
По мнению главы Минфина, в настоящее время необходимо уделять особое внимание налоговому администрированию. Он рассказал, что Минфин и ФНС скоро выступят с совместными предложениями по улучшению администрирования НДС.
Дворкович, признав, что в ближайшие три года сокращения налоговой нагрузки ждать не стоит, высказал мнение, что именно сейчас нужно максимально повысить комфортность налоговой системы для налогоплательщиков.
Со своей стороны Мишустин привел в пример введение электронных счетов-фактур, которые должны сделать более комфортными налоговые процедуры и минимизировать контакты инспектора и налогоплательщиков. По его словам, уже сейчас более половины индивидуальных предпринимателей в РФ подают декларации в электронном виде. Также он сообщил, что ФНС для повышения информированности граждан планирует создать call-центр на территории центра обработки данных города Москвы.
Налоговая служба стремится к постепенному отказу от жесткого контроля, но ей по-прежнему приходится сталкиваться с проблемой теневого рынка и уходом от налогов через различные схемы, констатировал Кудрин. Для борьбы с этим применяются аналитические и контрольные меры, но радикально новых схем контроля пока не придумано, признал он.