Премьеры РФ и Венгрии обсудят в Москве торгово-экономическое сотрудничество
30 ноября 2010 года
Премьер-министр РФ Владимир Путин обсудит на переговорах со своим венгерским коллегой Виктором Орбаном вопросы сотрудничества в торгово-экономической сфере, а также взаимодействия РФ с Евросоюзе с учетом председательства в первом полугодии следующего года Венгрии в ЕС.
Как ранее заявил министр иностранных дел Венгрии Янош Мартоный, Будапешт рассчитывает на то, что в ходе переговоров стороны смогут решить все имеющиеся экономические вопросы. При этом он отметил, что оптимистично смотрит на возможность заключения соглашения по доле в MOL, а также по ренационализации венгерской авиакомпании Malev.
"Я верю, что к концу дня мы договоримся обо всех важных вещах, будь то MOL, либо венгерские авиалинии (компания Malev), либо что-то еще", - сказал венгерский министр.
MOL занимается разведкой и добычей нефти и газа, переработкой, транспортировкой, хранением и распространением нефтепродуктов в центральной и восточной Европе. В России компания разрабатывает месторождения в Оренбургской области и Ханты-Мансийском автономном округе в партнерстве с "Русснефтью". Входит в консорциум-оператор строительства газопровода Nabucco. Один из основных акционеров венгерской компании - российский "Сургутнефтегаз" (21,2% акций).
Две недели назад глава MOL Жолт Хернади заявил, что компания готова помочь правительствам Венгрии и России принять решение о судьбе своей 21,2-процентной доли, принадлежащей ОАО "Сургутнефтегаз". Со своей стороны вице-премьер РФ Игорь Сечин на встрече 2 ноября с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Этингером подчеркнул необходимость скорейшего урегулирования вопроса, связанного со вступлением "Сургутнефтегаза" в права собственника.
"Сургутнефтегаз" приобрел 21,2% акций MOL у австрийской OMV в марте 2009 года за 1,4 миллиарда евро. Тогда эта сделка вызвала негативную реакцию Будапешта, президент Венгрии Ласло Шойом выразил серьезную озабоченность. По его мнению, вхождение российской компании в капитал MOL создает угрозу энергобезопасности страны. MOL, в свою очередь, расценила сделку "Сургутнефтегаза" и OMV как "недружественную" и обвинила австрийского конкурента в том, что он действовал в сговоре с российской компанией и изначально покупал акции в ее интересах. Российские власти заверили, что будут поддерживать "Сургутнефтегаз", так как проведенная сделка была прозрачна и хорошо подготовлена.
Несмотря на то, что "Сургутнефтегаз" владеет пакетом MOL уже более полутора лет, венгерская компания оспаривает его права как акционера и настаивает, чтобы "Сургутнефтегаз" раскрыл информацию о своем бенефициаре. Собрание совета директоров MOL 20 апреля отказалось включить "Сургутнефтегаз" в реестр акционеров. На ежегодном собрании акционеров, прошедшем в мае, российская компания присутствовала лишь в качестве наблюдателя.
Суд Будапешта отклонил претензию ОАО "Сургутнефтегаз" к MOL об отказе совета директоров MOL включить российскую компанию в реестр акционеров. В мае этого года и ноябре прошлого года проходили слушания по иску, в котором "Сургутнефтегаз" требует отменить все решения, принятые на общем собрании акционеров 23 апреля 2009 года, в частности о внесении изменений в устав акционеров. Регистрационная палата Будапешта ранее отклонила аналогичные претензии "Сургутнефтегаза".
Что касается Malev, в конце февраля министерство финансов Венгрии, ВЭБ и прежние собственники авиакомпании договорились о переходе 95% акций этой авиакомпании в собственность венгерского государства. Согласно достигнутым договоренностям, доля AirBridge Zrt, в которой ВЭБ владеет 49,5%, в Malev снизилась до 5% с 99,95% в результате конвертации в капитал авиакомпании ее обязательств перед венгерским государством и AirBridge Zrt.
Доля в 49,5% акций компании Airbridge Zrt, владеющей 99% акций Malev, перешла к ВЭБу за символическую сумму в конце января 2009 года при посредничестве первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова. До этого они принадлежали совладельцу AiRUnion Борису Абрамовичу (остальные акции, по неофициальным данным, - близким к нему структурам).
После краха AiRUnion Венгрия попросила Россию найти нового собственника. "Стратегическим партнером" Malev после заключения сделки был объявлен "Аэрофлот", нанятый ВЭБом как консультант. Malev переехала из "Домодедово" в базовый для "Аэрофлота" аэропорт "Шереметьево", открыла несколько новых рейсов в Россию.
ВЭБ потратил на Malev как минимум 170 миллионов евро. Госкорпорация профинансировала приватизацию авиаперевозчика в апреле 2007 года (102 миллиона евро), осенью 2008 года выдала компании кредит на 30 миллионов евро, весной 2009 года внес в ее уставный капитал еще около 10 миллионов евро, потратила 8 миллионов евро на погашение налоговой задолженности, в апреле прошлого года выдала очередной кредит на 20 миллионов евро.
Не исключено, что на переговорах будет затронут и вопрос заключения нового базового соглашения между Россией и ЕС.
В середине ноября МИД РФ объявил, что Россия и Евросоюз достигли прогресса в согласовании всех четырех разделов будущего документа: по взаимодействию в сфере политического диалога и внешней безопасности; по сотрудничеству в сферах свободы, безопасности и правосудия; по отраслевому экономическому взаимодействию; по сотрудничеству в вопросах культуры, образования, СМИ, спорта и молодежи.
Премьер-министр Венгрии, отметил, что "близится момент подписания исторического соглашения с Россией", и заявил, что Центральная Европа должна получить гарантии в рамках военной безопасности, экономических инфраструктур, доступа к рынкам и по другим вопросам.
Срок действия предыдущего соглашения, базового для взаимодействия России и ЕС, истек в конце 2007 года, но оно было автоматически продлено. Старт переговорному процессу, который длительное время сдерживали сначала Польша, а затем Литва, был дан 4 июля 2008 года в Брюсселе. После августовских событий в Южной Осетии лидеры ЕС на экстренном саммите по Грузии решили приостановить переговорный процесс, но в декабре 2008 года возобновили его. Одиннадцатый раунд переговоров завершился 12 ноября в Брюсселе, до конца 2010 года состоится еще один раунд.