Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение)
20 ноября 2010 года
Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) было парафировано 15 лет назад - 21 ноября 1995 года.
Ниже приводится справочная информация.
Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцеговине (Дейтонское соглашение) - соглашение о прекращения огня, разделении враждующих сторон и обособлении территорий, положившее конец гражданской войне в Боснии и Герцеговине 1992-1995 годов. Парафировано 21 ноября 1995 года на военной базе США в Дейтоне (штат Огайо) лидером боснийских мусульман Алией Изетбеговичем, президентом Сербии Слободаном Милошевичем, президентом Хорватии Франьо Туджманом, странами-гарантами: США, Россией, Германией, Великобританией и Францией и представителем Евросоюза. Вступило в силу после его подписания 14 декабря 1995 года в Париже.
Россия подписала соглашение с оговоркой "за исключением Приложения I". Тем самым она выразила несогласие с двумя его составными частями, а именно: "Приложение I.A - Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования" и "Приложение I.B - Соглашение по региональной стабилизации". Именно в них идет речь о блоке НАТО и участии его сил в мирном урегулировании.
Непосредственно перед подписанием соглашения, в августе-сентябре 1995 года авиация НАТО провела воздушную операцию "Умеренная сила" против боснийских сербов, которая сыграла роль в остановке сербского наступления и некотором изменении военной ситуации в пользу мусульмано-хорватских сил.
Соглашение состоит из общей части и одиннадцати приложений, в которых излагается суть достигнутых договоренностей (I.A. Соглашение о военных аспектах мирного урегулирования; I.B. Соглашение о региональной стабилизации; 2. Соглашение о границе между образованиями и связанных с этим вопросах; 3. Соглашение о выборах; 4. Конституция Боснии и Герцеговины; 5. Соглашение об арбитраже; 6. Соглашение о правах человека; 7. Соглашение о беженцах и перемещенных лицах; 8. Соглашение о Комиссии по вопросам сохранения национальных памятников; 9. Соглашение об общественных корпорациях БиГ; 10. Соглашение о гражданских аспектах мирного урегулирования; 11. Соглашение о Специальных международных полицейских силах). Документ включает также карты территориального размежевания.
Приложения к Соглашению можно условно разделить на две части: блок военных проблем и проблемы гражданского урегулирования.
Для поддержания военного перемирия на территорию Боснии вводился крупный контингент натовских сил - 60 тысяч солдат, почти половина из которых американцы. На силы НАТО возлагалась обязанность контроля за разведением конфликтующих сторон, соблюдения границ их разъединения. Силам НАТО предоставлялись все полномочия по контролю за выполнением соглашения.
Среди гражданских проблем выделялось по своей значимости положение, предусматривавшее номинальное сохранение единства Боснии и Герцеговины. Это государственное образование, согласно договоренностям, должно состоять из двух частей - мусульмано-хорватской Федерации (создана в марте 1994 года) и Республики Сербской (РС).
Сербы получили 49% территории, мусульмане и хорваты - 51%. Столицей осталось Сараево. Житель Боснии и Герцеговины может быть гражданином как Боснии и Герцеговины, так и одного из двух образований.
Дейтонские соглашения заложили основу конституционного устройства Боснии и Герцеговины, которое сохраняется до сегодняшнего дня. Дейтонская модель предполагает сложную систему власти, учитывающую интересы трех государствообразующих народов - боснийских мусульман (бошняков), сербов и хорватов.
В соответствии с соглашением, новым официальным названием страны стало "Босния и Герцеговина" (БиГ). Она стала правопреемницей Республики БиГ. Согласно Конституции, БиГ состоит из двух административно-территориальных Образований (энтитетов): Федерации БиГ (мусульмано-хорватской) и Республики Сербской. Это союз двух территориальных образований, имеющих обособленное положение.
Коллективным главой государства является Президиум БиГ, состоящий из трех членов - по одному представителю от каждого из трех государствообразующих народов.
Высшим законодательным органом страны является Парламентская ассамблея БиГ. Она состоит из Палаты народов и Палаты представителей. Палату народов составляют 15 представителей (по 5 от бошняков и хорватов из Федерации и 5 сербов из РС), делегируемых парламентами энтитетов. Палата представителей состоит из 42 депутатов, две трети из которых избираются в Федерации, одна треть - РС.
Совет Министров БиГ состоит из девяти министерств (иностранных дел; безопасности; обороны; финансов; внешней торговли и экономических связей; транспорта и связи; по гражданским делам; по правам человека и делам беженцев; юстиции).
Политические организации формируются главным образом по этническому принципу.
Реализацией гражданских аспектов Дейтонского соглашения занимается Аппарат Высокого представителя (АВП) международного сообщества. Высокий представитель обладает исключительными полномочиями и может увольнять государственных деятелей, действия которых несут угрозу миру и безопасности БиГ, а также отменять решения боснийских властей и выносить свои собственные.
Предполагается, что АВП, после выполнения боснийскими властями определенных условий в сфере политики и безопасности, будет преобразован в Миссию спецпредставителя Евросоюза.
В последние годы западные страны активно призывают к пересмотру Дейтонской системы и введению традиционной конституции. США и ЕС считают существующую в БиГ модель власти нефункциональной и несоответствующей Европейской конвенции по правам человека. По замыслу Запада, реформа конституции должна быть направлена на централизацию власти.
США и ЕС разработали собственный пакет поправок к конституции БиГ и предложили их рассмотреть лидерам семи основных политических партий страны. В октябре 2009 года на военной базе Бутмир в Сараево прошли два раунда переговоров, однако они не дали результатов. Мусульманские, сербские и хорватские лидеры по разным причинам отклонили предложенные поправки.
Россия считает нереалистичным существенное изменение конституции БиГ в обозримой перспективе.