Комитет ГД заявляет о неправомерности решения еврокомитета по делу Магнитского
25 ноября 2010 года
Повтор с исправлением опечатки в заголовке
МОСКВА, 25 ноя - . Комитет Госдумы по международным делам направляет главе Европарламента и в профильный еврокомитет заявление о неправомерности решения о создании "черного списка", в который должны войти 60 российских чиновников, причастных к делу Сергея Магнитского.
Комитет Европарламента по международным делам во вторник единогласно одобрил санкции против российских чиновников, возможно, причастных к смерти в СИЗО в ноябре 2009 года консультанта инвестфонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. Десятки российских чиновников могут лишиться доступа в страны Евросоюза. Голосование об экономических и визовых санкциях может пройти в Европарламенте уже в следующем месяце.
Обсуждая решение комитета Европарламента, глава думского комитета Константин Косачев отметил, что, когда в России расследуется дело Магнитского, в отношении людей, которые, возможно, не имеют к делу отношения, или, возможно, ведут следственные действия, "уже формулируется прямая угроза".
Косачев подчеркнул, что это резонансное дело ведется под контролем президента и общественности, а предложенные европарламентариями меры не выдерживают никакой критики, не соответствуют международному праву.
"Это список без фамилий, без чинов, который, скорее всего, был сформирован в США", - сказал глава комитета.
Он предположил, что этот список появился в компании Hermitage Capital Management, в отношении которой идет следствие и которая пытается уйти от ответственности, оказывая давление на следственные органы.
"Решение (европейского комитета) неправовое и неприемлемое. Это прямое вмешательство во внутренние дела РФ, оказание давления на следственные органы, а впоследствии, может быть, и на судебные", - отметил Косачев.
Он предположил, что, поскольку в комитете Европарламента данный вопрос принимался без обсуждения и был поддержан единогласно, члены комитета не знали, за что они голосуют. "Они голосовали за неправовой текст и неправовое решение, и мы должны им объяснить, имели ли они право ставить вопрос именно так", - отметил депутат.
Он сообщил, что позиция комитета Госдумы будет озвучена на заседании Комитета парламентского сотрудничества (КПС) России и Евросоюза, которое пройдет в середине декабря. Эта же тема будет поднята на саммите России и Евросоюза 7 декабря.
По мнению Косачева, необходимо говорить о недопустимости парламентского давления на судебные органы отдельных стран и недопустимости введения санкций против российских граждан. Он подчеркнул, что в европарламенте обсуждение данной поправки к докладу ЕС "Права человека и демократия в мире" состоится 15 декабря. До этой даты необходимо отреагировать, озвучить российскую позицию, уверен депутат.
Первый замглавы комитета Леонид Слуцкий (ЛДПР) считает, что европарламентарии "здорово подставились", представив список из 60 человек, ничем не подтвержденный. В то же время он считает, что Россия не должна принимать зеркальные ответные меры.
"Мы не можем симметрично реагировать на глупости, это была бы реакция на провокацию, к которой нас подталкивают", - сказал депутат.
Зампредседателя комитета Леонид Калашников (КПРФ) отметил, что кто-то пытается политизировать уголовное дело. По его словам, видимо, есть лица за рубежом, которые заинтересованы именно в такой "подаче материала".
В свою очередь замглавы комитета Андрей Климов ("Единая Россия"), являющийся сопредседателем КПС, отметил, что у европарламентариев были все возможности для получения объективной информации о ходе расследования дела Магнитского. При этом европарламентарий, который и предложил поправку, вводящую санкции против российских чиновников, на заседании КПС при обсуждении этого вопроса отсутствовал, сказал Климов.
Климов сравнил решение еврокомитета о списке из 60 госслужащих РФ, в котором нет ни имен, ни должностей, с документами времен НКВД, когда в районы приходила разнарядка, сколько человек арестовать.
"В России тоже есть список чиновников, которые препятствуют российскому правосудию в выдаче лиц, обвиняемых в серьезных преступлениях", - отметил он.
Климов полагает, что Россия должна принять адекватные меры, но не зеркальные.
Депутат-единоросс Александр Хинштейн считает, что попытка политизации дела Магнитского недопустима.
"Нельзя, с одной стороны, пытаться замазать факт гибели человека. И лица, которые виновны в этом, безусловно, должны понести наказание", - уверен депутат. Но, с другой стороны, отметил он, недопустимо до завершения всех следственных действий давать какую-либо оценку происходящему, тем более использовать дипломатические и политические санкции.
"С тем же успехом мы можем ограничить право на въезд в Россию для иностранных чиновников и политиков, обвинив их в причастии к тем или иным скандальным делам, которых тоже хватает", - заметил Хинштейн.
"Если Европарламент хочет оказать нам помощь в построении правого демократического государства, это нужно делать другими методами, а не загонять человека к счастью железной рукой", - заключил парламентарий.
Консультант инвестфонда Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в Бутырском следственном изоляторе ровно год назад - 16 ноября 2009 года. Его смерть вызвала большой общественный резонанс, в результате которого руководство России внесло ряд поправок в уголовно-процессуальное законодательство, а также приняло ряд кадровых решений в системе исполнения наказаний.
В настоящее время в рамках дела проводится дополнительная экспертиза в связи с тем, что следствие усмотрело противоречия в заключениях экспертов о причинах смерти юриста, сообщил во вторник в Москве официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Следственный комитет также пообещал довести дело до конца и привлечь виновных лиц к ответственности. По словам Маркина, комитет, как и правозащитники, представители международных организаций, СМИ и все те, кто пристально следит за ходом уголовного дела, "заинтересован в объективном и законном расследовании причин смерти Магнитского".
По данным Генпрокуратуры, смерть Магнитского, которому было 37 лет, наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. По факту его гибели было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 124 УК РФ (неоказание помощи больному) и части 2 статьи 293 УК РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе).