Ученые доказали ключевую роль денег в развитии кооперации среди людей
26 августа 2013 года
Деньги действительно являются главным механизмом закрепления традиций взаимопомощи среди крупных групп людей, на что указали опыты с добровольцами, которые почти не помогали друг другу до тех пор, пока им не выдали пластиковые жетоны, говорится в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Группа социологов под руководством Габриэля Камеры (Gabriele Camera) из университета Чапмана в городе Оранж (США) выяснила, что главным двигателем корыстной или бескорыстной взаимопомощи среди людей являются деньги, проследив за поведением нескольких групп добровольцев, включавшие в себя от двух до 32 человек.
Они участвовали в экономической игре, каждый участник которой обладал небольшим запасом ресурсов, произвольную часть которых он мог анонимно "подарить" другому игроку. Если он решался стать меценатом, его протеже получал удвоенную порцию ресурсов, что увеличивало совокупное богатство общества (шесть ресурсов в обмен на двенадцать). В обратном случае ученые раскрывали личности "скряг" перед другими участниками.
В примерно половине случаев ученые выдавали игрокам пластиковые жетоны, которые не несли за собой никакой ценности в контексте условий игры, так как при завершении только ресурсы конвертировались в реальные доллары. Наблюдения за добровольцами показали, что желание помочь ближнему у них резко снижалось при росте числа игроков в группе, чего, однако, не происходило в группах с жетонами.
По словам социологов, участники игры начинали использовать эти жетоны в качестве денег, передавая их другим игрокам, надеясь получить помощь в обмен на кусочек пластика. Парадоксальным образом, но это действительно работало - уровень кооперации в группах из 10-32 человек оставался в таких случаях достаточно высоким, а не падал до нуля, как это происходит при отсутствии жетонов. Данный факт позволил ученым заключить, что деньги, во всех их возможных формах, могли быть истинным двигателем кооперации в древних сообществах людей.