Ташкент считает неэффективной стратегию коалиционных сил в Афганистане
1 декабря 2010 года

Стратегия коалиционных сил по урегулированию ситуации в Афганистане не приносит результатов, заявил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.

"Все более очевидным становится факт, что военного решения афганской проблемы нет, а избранная стратегия коалиционных сил по умиротворению Афганистана не приносит ожидаемых результатов", - сказал Норов, выступая в среду на саммите ОБСЕ в Астане.

В складывающейся ситуации, по его словам, чрезвычайно важное значение приобретает поиск альтернативных путей достижения мира и стабильности в Афганистане. В их числе, отметил Норов, значимую роль могло бы сыграть создание под эгидой ООН контактной группы "6+3", предложенной Узбекистаном в 2008 году в Бухаресте на саммите НАТО/СЕАП и озвученной президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым на саммите Целей развития тысячелетия в сентябре 2010.

Каримов в Бухаресте выдвинул инициативу, в случае реализации которой, по его оценке, ситуация вокруг Афганистана может существенно измениться в положительную сторону. Он предложил преобразовать действовавшую до 2001 года группу "6+2" в "6+3", имея в виду обязательное участие в переговорном процессе представительства НАТО. По мнению президента Узбекистана, только участие всех заинтересованных сторон в процессе стабилизации ситуации в Афганистане делает возможным разработку всеобъемлющего плана по восстановлению этой страны.

"Смысл и содержание узбекской инициативы основаны на необходимости признания, что проблемы своей страны должны решаться самими афганцами при содействии тех стран, кто, исходя из своих интересов безопасности, заинтересован в окончании войны в стабильном будущем Афганистане", - пояснил глава МИД.

Переговоры, по его мнению, должны вестись со всеми основными противоборствующими силами, при этом первоочередное внимание в программе должно быть уделено оказанию экономической помощи, реализации социальных, инфраструктурных и гуманитарных проектов, решению проблем с занятостью населения, острейших задач по борьбе с бедностью, нищетой и бесправием.

"Необходимо проявить полное уважение многовековым традициям, обычаям и ценностям религии ислама, которых придерживается народ Афганистана", - считает министр.

Норов подчеркнул, что Узбекистан строит и будет строить свои отношения со своим близким соседом - Афганистаном - только на двусторонней основе, "исходя из взаимных национальных интересов, и не считает для себя возможным участие в реализации программ и проектов, принимаемых на коллективной или блоковой основе".

"Когда мы говорим о транзите грузов в Афганистан через территорию Узбекистана, мы имеем в виду только невоенные грузы. Хотел бы подчеркнуть, что участие Узбекистана в оказании помощи Афганистану остается достаточно весомым", - добавил он.